Войти в почту

С какими проблемами артисты балета САТОБ столкнулись из-за режима самоизоляции

Во время пандемии артисты балета всего мира оказались в сложном положении. Сейчас многих волнуют вопросы: когда снимут карантин и сколько пройдет времени прежде, чем зрители снова начнут ходить в театр как раньше? Большинство театров уже испытывают финансовые трудности, но никто не гарантирует, что и в новом сезоне проблемы по заполняемости залов и продажам билетов сойдут на нет. Кроме того, репетиции артистов балета требуют определенного помещения со специальным покрытием и оборудованием. При всем желании театры сейчас не могут предоставить артистам полноценный семичасовой рабочий день со спектаклем. А для артистов балета ощутим даже недельный пропуск или месячный отпуск, после которого до открытия сезона предшествует месяц репетиций. Однако артисты Самарского театра оперы и балета не теряют оптимизма и стараются сделать все возможное. Ежедневно балетная труппа делает классический урок на платформе zoom не только для сохранения профессиональной формы, но и для того, чтобы хотя бы час в день быть вместе одним коллективом в этот не простой для всех период. Для зрителей театр перешел в онлайн-формат — транслируют записи спектаклей, рассказывают о солистах и публикуют интервью с ними в мессенджерах, также сами артисты размещают записи домашних тренировок и делятся идеями, как провести это время с пользой. Своим мнением о сложившейся ситуации поделились представители театра: Валерий Коньков, управляющий балетной труппой САТОБ: — Никто не ожидал такой ситуации. У нас было много планов, от которых, к сожалению, пришлось пока отказаться. В первой половине сезона прошли премьеры балетов "Бахчисарайский фонтан" и "Наяда и рыбак". Все складывалось неплохо, мы съездили в Москву, в Санкт-Петербург с балетом "Три маски короля". Сложившаяся ситуация с самоизоляцией перечеркнула все наши дальнейшие перспективы. К 75-летию Победы мы готовили "Ленинградскую симфонию" на музыку Дмитрия Шостаковича, также балет Максима Петрова на музыку Первого фортепианного концерта Шостаковича и балеты Владимира Бурмейстера на музыку Бизе, Равеля и Штрауса, которые теперь вынуждены перенести на следующий сезон. Мы стараемся прогнозировать ситуацию и наверстывать упущенное. К сожалению, пока у нас другого выхода нет. Все наши действия ограничиваются тем, насколько долго продлится карантин. Артистам тяжело на самоизоляции дома, но надо придерживаться карантина. Неясно какая будет обстановка в стране, в экономике в целом, когда люди вернутся на работу, упадут ли доходы. Конечно, в новом сезоне будет трудно снова привлекать людей в театр. Может руководство предложит какой-то выход, чтобы не терять своих зрителей. Валентина Пономаренко, балетмейстер-репетитор, заслуженная артистка России: — Перед уходом на самоизоляцию мы были на финишной прямой в работе над нашими премьерами: балетом Максима Петрова на музыку Шостаковича и тремя балетами в постановке Бурмейстера. Премьеры перенесены на сентябрь–октябрь. Также отложена постановка Юрия Смекалова, работа над которой должна была начаться в июне. Первую неделю после закрытия театра все были в растерянности. На второй — начали самостоятельно заниматься: делали гимнастику, подписывались и включались в видеоуроки, а уже сегодня я могу сказать, что мы, театральные педагоги, в zoom ведем онлайн-уроки для артистов балета. Как педагог, я понимаю, что для артистов сохранить здоровье остается первой задачей. Понятно, что у себя дома артистам очень сложно заниматься. В Европе артистов обеспечили линолеумом. К сожалению, у нас такого нет. Несомненно, сейчас это момент переосмысления себя и в профессии, и в жизни, и в ценностях. Я думаю, что все придут немного с другим пониманием, какой профессией мы владеем. Прежде всего это относится к актерским профессиям и артистам балета. Каждый месяц выхода из формы укорачивает нашу сценическую жизнь, но в любой остановке есть свои плюсы. Надо углублять и познавать что-то новое, на что в сезоне не хватало времени. Наша постановочная работа, которая сейчас осуществляется, требует знания литературных источников. Например, у нас будет балет Игоря Бельского, и важно знать, какие исполнители этого спектакля наиболее яркие, какие составы были на премьере, и какое место он занимает в российском и мировом масштабе. Я знаю, что сейчас очень многие этим занимаются. Такая временная пауза, не остановка, остался и все на этом застрял, а приостановился, углубился, насытился и дальше вышел из этого положения уже с другим пониманием себя. Ксения Овчинникова, ведущая солистка, заслуженная артистка Самарской области: — Всем сейчас очень тяжело и артистам балета, естественно, тоже, потому что не у всех есть возможность и место заниматься самостоятельно и поддерживать форму на все сто процентов. Плюс, конечно, та физическая нагрузка, которую мы испытываем в зале все равно несравнима с обычными упражнениями. Например, кардиотренировка или еще что-то подобное не может полноценно компенсировать рабочий процесс в театре. У нас своя техника всех упражнений и нагрузка совсем по-другому распределяется на организм. Не у всех сейчас есть место и возможность заниматься и поддерживать себя в форме, поэтому изощряемся как можем: забираем станки из театра, придумываем себе дома небольшие балетные местечки, где можно позаниматься, порастягиваться. Во-первых, все равно это не то, а во-вторых, само ощущение коллективности, оно не присутствует, потому что, когда ты находишься на работе, ты видишь, как трудятся твои коллеги, и тебя это подбадривает заниматься. У тебя включается такая гонка: кто выше прыгнет, выше поднимет ногу, кто больше пируэтов скрутит. А здесь ты принадлежишь самому себе и твои занятия только на твоей совести.