Войти в почту

«Космические» проекты стали результатом культуры своей эпохи и повлияли на развитие всей мировой архитектуры. Архитектурные проекты для космоса долгое время были засекречены – как и имена их создателей. Среди космических архитекторов можно выделить две основных фигуры - дизайнера интерьеров космических кораблей и станций Галину Балашову и архитектора Игоря Козлова, работавшего над реализацией Лунной программы и спроектировавший модель поселка, который предполагалось построить на Луне. Лишь в 1999 году, после того, как их чертежи перестали составлять государственную тайну, они появились в открытом доступе. Но, даже будучи неизвестными широкой публике, Балашова и Козлов оказали фундаментальное влияние на архитектурные разработки 1960 годов, ставшие символами эпохи. Об архитектуре на орбите рассказал в своей лекции в Политехническом музее вице-президент Союза архитекторов России Андрей Кафтанов. Архитектор и историк архитектуры Андрей Кафтанов рассказал о первых реализованных проектах советской программы освоения космоса в контексте архитектурной культуры эпохи, а также о том, как ему удалось найти и впервые опубликовать работы Балашовой и Козлова. Также из лекции Кафтанова можно узнать об удивительном периоде в отечественной архитектуре, который начался в 1959 году – когда был совершен переход от «кирпичного» строительства к возведению зданий и сооружений из готовых блоков. Кафтанов рассказывает и о зарождении «антисталинской» архитектуры – прогрессивной, свободной, талантливой, о пространственном модернизме 1950-60 годов – стиле, в котором было построено множество зданий, которые сегодня постепенно исчезают, например, строения «Артека», об умершем в том же 1959-м выдающемся авангардисте Иване Леонидове, задавшем в архитектуре космическую ориентацию – взять хотя бы его нереализованный дипломный проект Института библиотековедения на Ленинских горах. Проект получил мировую известность: он во многом предвосхитил пути развития прогрессивной архитектуры XX века. Кроме того, Андрей Кафтанов предлагает поразмышлять о характерной для того времени гордой идее покорения и изменения природы, нашедшей свое воплощение и в архитектуре – в противовес современным трендам сохранения окружающей среды и бережного к ней отношения. В ходе лекции можно также узнать о том, как в сферической поверхности орбитальных отсеков и в радиусной кривизне цилиндрических модулей лунной базы отражается архитектура 1960−70 годов, что общего между парижским районом Дефанс и Калининским проспектом (нынешним Новым Арбатом) в Москве, чем интересна пластмассовая пятиэтажка архитектора Андрея Бурова и почему Московский Кремль чуть не исключили из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Взаимосвязь и взаимовлияние космоса, идей его покорения и развития архитектуры в полной мере становится очевидным только сегодня, говорит Андрей Кафтанов. Ответ на вопрос, как это все понимать, можно найти здесь.

Архитектура на орбите
© Главгосэкспертиза России