Кремль вернётся к недавней практике назначения глав регионов?
Лев Вершинин, политолог – Регионам делегировано слишком много полномочий. Госсовет – этакое новое Политбюро, в котором основной центр силы придётся на региональные элиты. В этих условиях спрашивать с региональных лидеров тоже будут по-новому – много власти дано, но велик и спрос. К тому же страна приучается жить в условиях чрезвычайной ситуации, а местные власти нередко чудят, проявляя нежелательную самостийность и дурно влияя тем самым на тех, кто покладист. Нужно что-то предпринимать, но у меня сложилось ощущение, что вакцину пока не нашли. Отменять выборы – значит перекладывать всю ответственность на центр, а это опасно. Продолжать выбирать выдвиженцев региональных элит – велик риск, что к Москве перестанут прислушиваться. Нужно какое-то свежее решение, но пока его нет. Формальное отношение губернаторов к пожеланиям главы государства, казалось бы, нонсенс. Однако тем, кто понимает сложившуюся практику, всё предельно ясно. Растолкуем поподробнее. Сегодня действует такая система. Практически в каждом субъекте действует крупная финансово-промышленная группа, имеющая для этого самого субъекта ключевое значение. Это может быть нефтянка, металлургия – да что угодно. У каждой такой группы имеется группа функционеров (это не обязательно политики, чаще – управленцы), на которую она опирается в местных органах власти. Нередко свои люди имеются и в Москве. Когда у действующего губернатора заканчивается срок полномочий, финансово-промышленные группы подыскивают в ближнем кругу подходящего сменщика в качестве врио. А затем в регионе спустя какое-то время проводят выборы. Если претендент дельный, за него голосуют избиратели. Таким образом, сложилась беспроигрышная система, при которой губернатора как бы и не назначают, а избирают, но случайные люди в региональную власть при этом практически не попадают. И конфликтов у них, как раньше, с региональными тузами фактически не возникает. Все же свои люди! Заодно и у федерального центра также исключены конфликты с губернаторами, чего и в помине не было, скажем, лет 20 назад. Правда, при этом полностью перевелись самодостаточные губернаторы-мастодонты, имеющие потенциал для решения непростых задач, но так вроде бы даже спокойнее. Так вот, схема, казалось, была отлажена. Год за годом в единый день голосования народ шёл на избирательные участки и выбирал, как правило, того, кого президент назначил и.о. Но несколько отставок последнего времени сигнализировали, что система всё же сбоит. Что именно пошло не так, становится совершенно понятно из слов Мишустина – губернаторы, представляющие местные элиты, сырьевые или промышленно-финансовые, перестают реагировать на указания из Москвы. До Москвы далеко, а местные тузы, у которых, по сути, все деньги, а значит, вся власть, – вот они. И губернаторы выполняют их волю в первую очередь, а на Кремль реагируют как бы во вторую. В самом деле, раз они порученцы местных элит, то и командуют ими напрямую местные элиты, а не Кремль – «через голову», так ведь? Нет, не так, поправляет Мишустин. Но у губернаторов своё понимание. Системное. И с этим уже ничего не поделать, разве что систему сломать. Что и решено сделать – уже этой осенью, по всей видимости, Кремль отрядит в регионы два десятка своих назначенцев, которым скорее всего не придётся проходить процедуру избрания. А вот что из этого выйдет, пока непонятно. Версия 1 Губернаторов станут назначать Загвоздка в том, что назначенцу федерального центра в любом регионе будет ох как непросто. Если назначенец не местный, скорее всего он не знает местного уклада – не имеет понятия, как работают связи, кто за кем стоит и кто кому подчиняется. И тогда ему придётся долго и нудно вникать в подноготную, вместо того чтобы управлять регионом. Впрочем, даже если назначенец будет из местных, но за ним не будут стоять местные же воротилы, ситуация окажется ничуть не лучше. Если элиты новичка не одобрят, ему скорее всего не дадут работать. Могут, конечно, быть исключения – как в Дагестане, куда отрядили Владимира Васильева, управленца, не имеющего никаких местных корней, хотя и неплохо понимающего кавказскую систему властных хитросплетений. Но посмотрите, как приходится работать Васильеву – полтора года, по сути, на износ, в режиме жёсткого ручного управления, с бесконечными посадками местечковых князьков, их чад и домочадцев. Но Васильев – кадр штучный. А уже этой осенью обещают освободить два десятка губернаторских кресел. Кто их займёт? Необстрелянные новички из кадрового резерва? Кроме того, далеко не всегда назначенцы из Москвы склонны искать общий язык с местными элитами. И тогда неизбежно столкновения интересов. Похожая ситуация была в 90-е. Не факт, что её стоит повторять. Версия 2 Губернаторов продолжат выдвигать и избирать Система неудобная, Кремль она, по всей видимости, не слишком устраивает, но альтернативы ей, похоже, не найдено. Главный вопрос – ответственность. Напортачил губернатор, которого избирал народ, – с центра какой спрос? А если недоработал назначенец из центра? Получается, это в Кремле недоглядели. Так, во всяком случае, подаст ситуацию региональная пресса, лояльная к местным центрам силы. И это чрезвычайно опасно, ведь раз за разом местные жители будут сталкиваться как бы с проколами центра, а это может взрастить региональный сепаратизм. Примеров – уйма. Тут впору подумать, как, назначая ставленника той или иной региональной элиты, сделать так, чтобы в первую очередь назначенец подчинялся Москве и только во вторую очередь – местным центрам силы. Нам известно, что Сергей Кириенко в администрации президента разрабатывает (и небезуспешно!) нетривиальные управленческие модели, при которых назначенцы местных элит перестанут оглядываться только на своих непосредственных «шефов», а будут слышать в первую очередь то, что доносит Москва.