Мы тоже победили в той войне
16 октября 1941 года в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на заводе «Красная труба» приступили к демонтажу и упаковке оборудования для отправки его на Урал. Завод же начал выпускать продукцию для ремонта и эксплуатации военной техники, в том числе детали снарядов и мин. Уже в ноябре в трубных цехах без строительства новых боксов и стапелей, на освободившихся площадках прямо на полу начали такой ремонт, и, прежде всего – танков, поступающих на железнодорожных платформах с фронта на станцию белорусского направления «Фили», а оттуда - на завод с помощью тягачей. Организованный в здании цеха ширпотреба цех №1 для производства корпусов снарядов, начал выдавать продукцию. Это были корпуса снарядов для гаубиц. С начала 1943 года разрабатывается технология и осваивается производство корпусов снарядов для реактивных установок залпового огня «Катюша». Так в военный период на заводе закладывались основы его нового развития, связанного и с новым строительством, и новой реконструкцией. Работавший в годы войны начальником цеха №1 Всеволод Иванович Лидэ (впоследствии долгие годы начальник цеха ширпотреба) вспоминал: «Цех по производству боеголовок и цилиндров для снарядов «Катюш» был создан в 1942 году. Сначала цех находился в нынешнем первом пролете ЭТСЦ №1, а потом его перевели в отдельное, специально построенное здание. Цех получал заготовки и делал из них цилиндры снарядов путем механической обработки. Боеголовки получали с завода «Серп и Молот», собирали снаряды и передавали на другое предприятие на снаряжение. Цех, учитывая ситуацию того времени, был довольно большой, в нем работало около 150 человек. Оборудован был, в основном, металлорежущими станками. Работали в две смены по одиннадцать часов, не считая часового перерыва на обед. Коллектив первого цеха состоял на 90-95 процентов – считай, почти полностью, – из зеленой молодежи – подростков и юношей от шестнадцати до девятнадцати лет. Самым «старым» работником в цехе был Нил Дод – в возрасте сорока лет; «старому» механику цеха Александру Назаровичу Рудневу было двадцать восемь лет (отдал заводу более 50 лет своего труда; долгое время работал начальником РМЦ, хотя и не имел высшего образования). Руднев жил и ночевал в цехе, не чаще раза в две недели ездил домой в Сокольники». Нереальными для современного молодого человека покажутся условия выживания на заводе. Но в войну люди понимали, что может быть ещё труднее, но всегда надеялись на светлое будущее. Для топки печей уголь лопатами грузили в вагонетки и эту колёсную тяжёлую технику передвигали тоже вручную: по узкой колее – от места выгрузки угля из вагонов до печей. Вывозили готовую продукцию из цеха также на вагонетках, тащили их по-бурлацки всей сменой. Продолжительность рабочего дня была повсюду двенадцать часов с часовым перерывом на обед. На отдых времени почти не оставалось. Задание (план) на каждую смену было твердым, и должно было выполняться неукоснительно. За срыв плана полагался трибунал с приговором по суровым законам военного времени. В течение одного только 1943 года были разработаны и освоены технология и оборудование, достигнута максимальная мощность цеха и перевыполнены казавшиеся невыполнимыми задания. За освоение производства корпусов снарядов для «Катюш» многие работники завода были награждены орденами и медалями. Сколько же это потребовало труда и самоотдачи от всего трудового коллектива! Из воспоминаний ветеранов трудового фронта: «В теплые весенние, летние и осенние дни молодежь выкраивала время повеселиться во дворе бараков. Здесь часто играла балалайка, под нее пели и танцевали, играли на гармошке, баяне. Любимыми песнями, которые исполняли чаще других, были «Катюша», «Землянка», «Варяг», «Стенька Разин». Большими весельчаками и замечательными исполнителями частушек были Шура Шульга, Фрося Климкина. В кино ходили очень редко – Москва была на военном положении, да и кинотеатры были от нас далеко. Самым удобным был кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади. Сейчас это считанные минуты на автобусе. А тогда... Когда удавалось выбраться в кино, наступал настоящий праздник, запоминался он надолго. До сих пор помню те немногие фильмы, которые удалось посмотреть во время войны – «Цыганский табор», «Фронт», «Сердца четырех», «Сталинград», «Два бойца». В жаркую летнюю пору по выходным дням уходили на Москву-реку. Купались, загорали, мечтали о спокойных теплых днях под солнцем в мирное время. Очень редко, но все же устраивались на заводе вечера отдыха. Была на заводе своя самодеятельность: ставили небольшие театрализованные сценки, сочинители текстов для этого находились. То были далеко не шедевры литературы, и исполнители были далеко не «звездами». Но в зале всегда было полным-полно народу, а происходящее на сцене действо встречалось с таким энтузиазмом, что и не всякий театр мог похвастаться таким отзывчивым зрителем». Война унесла десятки миллионов человеческих жизней. В печальном бесконечном списке есть имена и московских трубников. Они навечно останутся начертанными на мраморных плитах Памятника героям войны, который установлен на территории завода. В суровые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., защищая честь и независимость нашей Родины, погибли 55 работников завода. 8 мая 1975 г. на территории завода установлен новый памятник, проект которого был заказан художественному фонду РСФСР. По результатам конкурса автором лучшего проекта был назван скульптор Борис Прохорович Головин. Отливка выполнялась на заводе художественного литья в Мытищах на народные деньги. Все строительные и монтажные работы выполняли подразделения завода, в дальнейшем мемориал памятник воинской славы заводчане любовно стали называть «Алеша». В настоящее время возникла вероятность сноса Памятника воину – освободителю из-за планируемого закрытия АО МТЗ «ФИЛИТ». Окружной Совет МФП ЗАО и Совет ветеранов АО МТЗ «ФИЛИТ» обратились в государственные органы власти с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении памятника, а в случае невозможности сохранения по настоящему месту нахождения предложили перенести и установить его в сквере перед Московским культурным фольклорным центром под руководством Людмилы Рюминой (на перекрестке улиц Барклая и Олеко Дундича).