Войти в почту

Ковид во временах пространств - Празднуем 50-летие альбома «In Rock» Deep Purple

В России, возможно, весь «вирусный» ажиотаж также спадет по мере течения продолжительных майских праздников. Но это – в теории. Пока люди продолжают изощряться в тонкостях непонятной «самоизоляции» (по сути являющейся необъявленным карантином), которая отличается от «изоляции», как удовлетворение – от самоудовлетворения. Для тех читателей, кто только подключился к нашей «движухе», мы предлагаем (наряду с другими) применять на практике действенный метод перепрослушивания культовых музыкальных альбомов, отмечающих свои юбилеи. На этот раз мы предлагаем вспомнить два альбома великолепной команды Deep Purple, ставшей путеводной звездой для легиона тяжелых хард/хэви-метал роковых групп. Речь пойдет о концертном альбоме «Concerto For Group And Orchestra» и последующему «взрывному» во всех отношениях диску «Deep Purple In Rock» (ему мы уделим основное внимание) так как им исполняется 50 лет! Еще до того, как обрести в семидесятые непоколебимый авторитет и заоблачный статус, Deep Purple возникли в 1968 году под названием «Roundabout». В первый состав, записавший такие хиты, как «Hush» и «Kentucky Woman», входили Род Эванс - вокал, Ричи Блэкмор - гитара, Джон Лорд - клавишные, Ник Симпер - бас, Иэн Пейс - барабаны. Известно, что Джон Лорд и Ричи Блэкмор были людьми, весьма подкованными в музыке, так как помимо блюза, серьезно изучали джаз и классическую музыку. Остальные участники коллектива на протяжении 1960-х также играли в различных ансамблях, ничем себя особо не проявивших. Название «Deep Purple» (англ. «Темный» или «Глубокий Пурпур») было заимствовано (согласно официальной версии) из джазовой песни 1930-х годов и было предложено Блэкмором. В таком составе формация выпустила три первых студийника, а затем Эванс и Симпер покинули группу. С претенциозного концертного альбома «Concerto For Group And Orchestra» в Deep Purple появляются вокалист Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер. Сочетание «взрывных» личностей привнесло в группу необходимый динамизм. Сценические страсти накалились. Очевидно, что каждый из музыкантов представлял собой незаменимую по таланту и видению музыкальную «единицу», стремясь уже тогда доминировать на сцене (что после, с учетом непростых характеров артистов, видимо, и привело к распаду самого именитого состава Deep Purple). Альбом «Concerto For Group And Orchestra», музыку которого целиком написал Джон Лорд, стал своеобразным «диалогом» классики и харда. Он был исполнен и записан 24 сентября 1969 года в лондонском Королевском Альберт-Холле, где группа играла «живьем» в сопровождении Королевского филармонического оркестра под управлением Малькольма Арнольда. Альбом вышел в 1970 году. Пол Роланд в книге «Рок и Поп» (издательство Фаир-Пресс, 2002 г.) и другие критики высказывают мнение, что (цитата) «это было время, когда Deep Purple могла преобразоваться в группу прогрессив-рока» с ведущими инструментом в виде клавишных Лорда. Но данный альбом не получил масштабного отклика, в сравнении с бескомпромиссным «ответным ударом» в виде «In Rock». Поэтому постепенно в группе начинает верховодить Блэкмор и Deep Purple от альбома к альбому превращается в группу с доминирующим гитарным звучанием, в то время, как роль клавишных уменьшается. «Deep Purple in Rock» (также допускается его сокращение до «In Rock») стал 4 по счету студийным альбом Deep Purple. Он был выпущен в 1970 году. Диск стал первым студийником классического состава группы, известного как «Mark II» (хотя, как мы отметили выше, тот же самый состав до этого уже записал концертный альбом «Concerto for Group and Orchestra»). На «In Rock» стилистика коллектива претерпела изменения с харда – на хард/хэви-метал, став своего рода вехой в развитии хард-рока, как музыкального направления. Авторитетное музыкальное издание Classic Rock по этому поводу высказалось так: «Пластинка стала эпицентром разрушения, свежей струёй в роке 1970-х годов и поворотом в истории, в котором были заложены корни хэви-метала». Deep Purple не были одиноки в своем стремлении расширить границы тяжелого рока. Они заслужили славу одной из самых тяжелых групп харда, но сохранили верность блюзовой основе, которая давала их песням большую гибкость и привлекательность, чем у несгибаемых приверженцев мрачных риффов. Deep Purple заиграли в этом стиле одновременно с такими группами как Black Sabbath, Uriah Heep, Led Zeppelin и пр. Поэтому будет корректно считать 1970 год началом рождения стиля «хэви-метал» и расцветом хард-рока! Звучание инструментов Deep Purple на альбоме «In Rock» уже не было похоже на их ранние работы. В одном из поздних интервью Блэкмор признался, что «решение изменить звучание группы в более жёсткую сторону пришло после знакомства с ранними альбомами Led Zeppelin. Прослушав их, мы поняли, куда нужно двигаться». Известна звуковая особенность данной работы — гитары Fender и Gibson использовались Ричи Блэкмором в треках альбома попеременно. Заглавный трек «Speed King» родился из риффа Роджера Гловера, во время наигрывания знаменитой композиции Джими Хендрикса «Fire». Процитирую Пола Роланда: «In Rock» открывается «Speed King» («Король скорости») с грозовой какофонией одного аккорда, из которой Гиллан выстраивает последовательность линий, напоминающих о прошлой красоте рока. Но дикий, искаженный звук гитары Блэкмора и маниакально вибрирующее тремоло, «вопящий» орган Лорда и яркие барабанные фразы Пейса – чистые 1970-е». Альбом продолжается в том же воинственном духе, словно заклиная воздух в ярких композициях «Bloodsucker» («Кровосос»), «Flight of the Rat» («Крысиный полет»), «Into the Fire» («В огне»), «Living Wreck» («Живая развалина»), «Hard Lovin' Man» («Любвеобильный мужик»). Но своего апофеоза он достигает на эпической «Child In Time» («Дитя во времени»), начинающейся с медленного «тления», распевания Гиллана, заканчиваясь кульминационным «полыханием» гитар и непостижимым воплем Иэна. Пластинка покорила вершины музыкальных чартов Австрии, Германии и Австралии, надолго обосновавшись в Топ 5 британских чартов. А вот в американском списке Billboard 200 она заняла только 143 позицию, не пользуясь столь же сокрушительным успехом, как в Европе. Впоследствии «In Rock» все равно «взял» свое! Он был сертифицирован как золотой диск в Англии, США, Франции, Нидерландах и Аргентине. Последующее восприятие альбома прессой и публикой также показывает нешуточный рост интереса к нему. К примеру, «In Rock» был включён рядом изданий в разнообразные списки популярности. К примеру, Classic Rock внес пластинку в список «100 величайших британских альбомов всех времён» и «100 лучших рок-альбомов всех времён», журнал Q - в список «50 лучших альбомов 70-х годов», Kerrang! не преминул включить его в «100 величайших хэви-метал-альбомов всех времён» и так далее! В записи диска приняли участие: Иэн Гиллан — вокал, Ричи Блэкмор — гитара, Роджер Гловер — бас, Джон Лорд — электроорган Хаммонда, Ян Пейс — барабаны. То есть тот самый, считающийся самым культовым, ассоциирующийся со «Второй Маркой» («Mark II) состав. Противопоставление быстрых, до предела разъяренных рок-композиций сердечному блюзу и проникновенным балладам было продолжено в следующих альбомах команды, где будет представлена бесспорная классика – «Strange Kind Of Woman», «Black Night» и, конечно, неповторимая «Smoke On The Water». Так будет продолжаться до 1973 года, пока личные проблемы и почти непрерывные гастроли не приведут к разногласиям в коллективе, вынудив Гиллана и Гловера, покинуть группу. После чего формация продолжит свою работу, рекрутируя в состав то Дэвида Ковердейла, то Гленна Хьюза, то Томми Болина, каждый из которых написал в истории Deep Purple свою запоминающуюся страницу, о чем можно прочитать в различных источниках, в том числе на сайте «Нашей Версии». Крепкого нам всем иммунитета!

Ковид во временах пространств - Празднуем 50-летие альбома «In Rock» Deep Purple
© Версия