Когда появился журнал «Современник»

В первой половине XIX века в России издавалось множество газет и журналов довольно большими тиражами, но из всех преобладали издания консервативного направления, не хватало свежих, смелых идей. Но все изменилось 23 апреля 1836 года, когда в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник». Его основателем и редактором стал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Еще в 1825 году он писал одному из своих ближайших друзей Петру Вяземскому: «Когда-то мы возьмемся за журнал; мочи нет хочется». Накануне 1836 года Пушкин посылает Александру Бенкендорфу (шефу жандармов и одновременно Главному начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества) канцелярии просьбу о разрешении выпустить четыре книжки литературного сборника-альманаха. В программе, представленной в цензуру, было написано: «В журнале будут помещаться стихотворения всякого роду, повести, статьи о нравах и тому подобное (оригинальные и переводные), критики замечательных книг русских и иностранных; наконец статьи, касающиеся вообще искусств и наук». Затея Пушкина издавать журнал вызвала много кривотолков и даже насмешек со стороны его врагов. Чаще других ему приходилось выслушивать упреки в жажде наживы. Первый номер журнала был высоко оценен Виссарионом Белинским. Он написал о нем, как о «явлении важном и любопытном» как по знаменитому имени его издателя, так и по оригинальности помешенных в нем статей. Раздел поэзии первого номера содержал стихи Пушкина, Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Тютчева и других авторов. В разделе прозы основное место занимали произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, а также рассказы других авторов, статьи Давыдова, Вяземского и Одоевского. Пушкин был энергичным и доброжелательным редактором. Он широко распахнул двери «Современника» перед молодыми талантами. Так, например, он «открыл» Федора Тютчева, Павла Ершова, автора сказки «Конек-горбунок». Но работу редактора отравляли не прекращавшиеся прения с цензурой. Замученный постоянными запрещениями, вымарками, требованиями что-то изменить, поправить, Пушкин в одном из писем к жене с досадой восклицает: «черт догадал меня родиться в России с душой и с талантом!». После трагической гибели поэта «Современник» на протяжении десяти лет влачил печальное существование журнала, не имеющего определенного лица и характера. И лишь в 1847 году, когда журнал попадает в руки Николая Некрасова, «Современник» ожил. В нем начинают активно сотрудничать Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин. В 1847-48 годах стиль журнала определяли статьи Белинского, в которых он критиковал современную действительность и пропагандировал революционно-демократические идеи. Политическая реакция и преследования цензуры осложнили работу редакции, но «Современник» продолжал выходить. Наиболее яркими в истории «Современника» стали 1854-62 года, когда журнал возглавили Чернышевский и Добролюбов и печатали там свои произведения. Тогда «Современник» вел резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, будучи преимущественно политическим изданием, причем революционной направленности. Смерть Добролюбова и арест Чернышевского в 1862 году приостановили работу и выход «Современника», но уже через год Некрасову удалось возобновить издание, и он продолжал оставаться лучшим из демократических журналов. В эти годы в нём был опубликован роман «Что делать?» Чернышевского, реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, Слепцова, Решетникова, Успенского и других русских писателей и публицистов. В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был закрыт властями. Продолжателем дела «Современника» стал журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Когда появился журнал «Современник»
© Парламентская газета