«Голосование должно пройти с ощущением победы». Эксперты обсудили сценарии конституционной реформы
Модератор дискуссии руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова задала тон обсуждению, начав с того, что голосование отложено, но сама тема поправок в Конституцию остается крайне актуальной, о чем говорят и цифры свежего исследования ВЦИОМ, о которых речь пойдет чуть дальше. Основная проблема оказалась в том, что пандемия коронавируса и карантинные меры разрушили стандартные подходы к организацию голосования и выборов в целом. С другой стороны, есть один любопытный прецедент. Неделю назад в Южной Корее состоялись парламентские выборы. Эта страна одной из первой столкнулась с пандемией, наравне с Италией и Ираном. Тем не менее, властям удалось достаточно быстро локализовать рост больных и даже организовать избирательную кампанию. Как отметила Екатерина Соколова, в Корее использовался целый спектр технологий – голосование по почте, досрочное голосование, отдельные участки для тех, кто находился на карантине и обычные участки, где соблюдались все санитарные нормы. В результате, явка стала максимальной за последние 20 лет и превысила 66%. Таким образом, власти этой маленькой азиатской страны показали, что карантин карантином, а политические процессы останавливаться не должны. Общественник и правозащитник Александр Брод отметил, что вряд ли пример Южной Кореи с его жестким типом руководства стоит брать за пример, тем не менее, взять на вооружение некоторые меры определенно стоит. Это не только организация участков, но, в первую очередь, электронные системы, использовавшиеся для организации голосования. В частности, в некоторых регионах уже есть сейчас разработки, необходимые для организации дистанционного голосования, например, в Краснодарском крае, где один из самых высоких показателей туризма. Эксперт подчеркнул, что несмотря на карантин, работа по обеспечению голосования по поправкам не приостанавливалась на день, а россияне имели возможность еще раз обратиться к поправкам, чтобы более подробно разобраться в них. Соколова напомнила, что об этом косвенно свидетельствуют и данные нового опроса ВЦИОМ, согласно которым 67% пришедших на участки проголосовали бы за поправки, при явке выше 50%. Вероятно, рост сторонников поправок связан с тем, что часть мер начала реализовываться в условиях пандемии заранее, особенно в части адресной помощи, росту пособий по безработице и больничным, поддержка волонтеров. Следующая часть обсуждения была посвящена возможностям российских властей в организации электронного голосования. Президент Ассоциации электронной электоральной политики Александр Серавин подчеркнул, что благодаря коронавирусу произошел «невероятно большой скачок электоральных процессов». На данный момент в России есть четыре системы, способные обеспечить электронное голосование. Основная задача, которую нужно решить разработчикам – обеспечение тайны голосования – это сделано в двух системах. По оценке эксперта, электронное голосование может стать настоящей панацеей для сохранения явки или даже ее роста, при этом, появляется возможность вовлечь в голосование население агломераций, которые составляют до 20% населения крупных городов. «Технологически у нас все готово, чтобы проголосовать дистантно по всей России. Нужна политическая воля и доработка законодательных актов», – резюмировал Серавин. Александр Брод подчеркнул, что ЦИК придерживается этой же позиции и сейчас прорабатывается возможность беспребойной работы электронных систем на выборах. «Процессы будут развиваться, они востребованы, популярны среди молодежи и продвинутых пользователей. Не вижу проблем, чтобы эти процессы развивались дальше», – считает Александр Брод. Президент Центра политических технологий Борис Макаренко отметил, на основе американского опыта, что «выборы – лучше, чем не выборы». Это означает, что как только эпидемиологическая ситуация начнет выправляться, необходимо начинать подготовку к избирательным кампаниям в регионах. «Участие в чем-то массовом людям поднимает настроение – это знак, что жизнь возвращается к нормальности. Легитимность, обеспечение прав избирателей – это тоже важно», – считает политолог. Однако, на повестку выходит еще одна проблема, напрямую связанная с сегодняшним днем – голосование по поправкам так и не обрело новую дату – она будет напрямую зависеть от того, сколько продлится пандемия. И здесь начинает звучать предложение объединить всеобщее голосование по поправкам с единым днем голосования. И тут есть несколько серьезных проблем. Первая заключается в явке – очень сложно два раза за несколько месяцев максимально мобилизовать общество и привести его к участкам. С другой стороны, если взять за основу объединение, то придется сильно править законодательную базу, потому что процедурно это совершенно два разных процесса – плебисцит и конкурентное голосование. С тем, что два этих голосования не стоит увязывать в один день, согласились и остальные спикеры. Руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин уверен, что это разрушит внутреннюю логику событий. Что до голосования, то тут нужно прорабатывать наиболее ранние возможные варианты – даже если пандемия не спадет, технологическая готовность к организации должна сохраняться. И здесь очень важно, чтобы голосование состоялось на выходе из эпидемии. «Очень важно чтобы голосование проходило с ощущением победы в эпидемии, чтобы все ощущали свою причастность. Это было бы серьезным духоподъемным фактором, самым мобилизующим. Сложившаяся обстановка является мощнейшим подталкивающим фактором», – подчеркнул эксперт. «Процесс подготовки занял огромный объем усилий. Процедура готова и может быть запущена, когда позволит эпидемиологическая ситуация. Система для проведения голосования в сроки готова, а если будет эмоциональный заряд в итоге выхода из эпидемии и готовность населения к массовому оффлайновому поведению и соблюдением всех мер, мы можем реализовать политические права граждан, которые хотят высказаться по поправкам в конституции», – согласился с коллегой Фирдус Алиев. Подводя итог дискуссии, эксперты согласились с тем, что если эпидемия продлится и голосование будет отодвигаться к началу осени, то логичнее было бы провести сначала его, как более подготовленное и ,в определенном смысле, простое мероприятие, а единый день голосования несколько сдвинуть. Все что для этого нужно – политическая воля и готовность законодателей оперативно внести необходимые корректировки в нормативных актах. Фото: ФедералПресс / Елена Сычева