Пустые, чёрные глазницы окон покосившихся домов, бурьян за палисадом, прогнувшиеся крыши, и ни одной живой души. Лишь одичавшие кошки снуют меж молодой поросли и бурьяна. Такую картину можно наблюдать во многих деревнях Тверской области, в которых когда-то кипела жизнь. Но потом, как будто в одночасье, она остановилась. Русское село вымирает, и это уже – аксиома. По всей стране ежегодно из деревень в город уезжают десятки тысяч человек. Тверская область в этом списке на передовых позициях, по крайне мере по Центральному федеральному округу. И причина тому не столько в людях, которые тянутся к шуму улиц мегаполиса. Истинная реальность гибели русского села кроется, в первую очередь, в качестве жизни. Активным периодом гибели русского села стало начало «нулевых». По данным статистики, за первое десятилетие в Тверской области опустело более двух тысяч деревень, а это около 25 процентов от всех населённых пунктов региона. И самое страшное, что тенденция сохраняется, деревни продолжают пустеть. По данным Росстата за 2019 год, 76 процентов населения Тверской области – городское. Сельские жители – лишь 24 процента от общего числа населения, а это всего лишь порядка 310 тысяч человек при общей численности области в 1 млн 260 тысяч. За 2018 год деревни в регионе покинули более шести тысяч селян. - Это проблема давняя. Миграция людей в город, рост городов и уменьшение деревень – это уже многолетняя беда. А сейчас ещё и оптимизация. Школы закрываются, ограничиваются другие сферы жизнедеятельности. Работы у людей становится меньше. Люди перестают заниматься сельским хозяйством, и вот всё в комплексе сказывается на оттоке людей из деревень, - поделился с корреспондентом РИА SM-News краевед, сотрудник ржевского музея, Олег Кондратьев. На его памяти, таких деревень хватает и в его родном Ржевском районе. Но чем дальше от областного центра, и точки притяжение туристов (как, например, озеро Селигер), тем активнее вымирает село. Особенно это ощутимо в сравнении за прошедшее столетие. - В начале ХХ века в деревнях проживали порядка 115 тысяч человек. А сейчас тысяч 11 если осталось, то это уже хорошо. В десять раз в Ржевском районе уменьшилось число населения, - приводит краевед статистику на примере своей малой родины. Схожая статистика с небольшими отклонениями и в других муниципалитетах. Такое соотношение с небольшими отклонениями можно применить ко всей области, кроме пригорода Твери. С Ржевским районом граничит район Оленинский, и тут тоже есть заброшенные деревни. Село Татево, где Сергей Рачинский основал сельскую школу, располагается лишь в пятнадцати минутах от райцентра, посёлка Оленино. И школа, заложенная великим педагогом, существует до сих пор. Но и тут, в окружении такого крупного села, жизнь угасает. Ещё пятнадцать минут пешком, через лесок и рухнувший мост, мы попадём в деревню Халютино, ныне покинутую людьми. [caption id="attachment_1491450" align="alignnone" width="800"] Въезд в деревню Халютино Оленинского района.[/caption] - В Халютино раньше была ферма. Жили в деревне в основном местные жители, а потом дачники купили дома, стали сюда приезжать. Но это было очень давно, - вспоминает историю деревни главный специалист Татевского территориального отдела Гусевского сельского поселения Светлана Иванова. Последний человек ушел из неё около пяти лет назад. Ну а на вопрос, почему люди из деревень рвутся в город, Светлана Иванова отвечает: «Работы нет!». С работой в деревнях в самом деле сегодня туго, и люди занимаются фермерским хозяйством. Но это в основном пожилые. Молодёжь на земле работать не очень желает и рвётся в города. Основной возраст проживающих в Татевском районе, со слов сотрудника отдела сельской администрации – пожилое население. И что характерно, само село Татево процветает. Наверное, причина тому – местные почти не спиваются. Ещё заложенный графом Рачинским (а тот не был сторонником алкоголя) трезвый образ жизни передаётся из поколения в поколение. - У нас в селе нет таких, серьёзных алкоголиков. И у нас на базе школы есть общество трезвости, - рассказывает Светлана Иванова. Трезвость, несомненно, играет положительную роль в сохранении русского села. Но Татево – это, к сожалению, пример единичный. [caption id="attachment_1491696" align="alignnone" width="800"] Сельская школа в Татево, построенная в 1907 году.[/caption] В основном же люди в деревнях спиваются, предаваясь перед «зелёным змием», отдавая ему последнее из того малого, что осталось в карманах. Кто-то прикладывается к бутылке от безработицы, кто-то просто от нежелания жить нормально. Многие так и умирают, от голода, от «палёного» самогона, от вызванных алкоголизмом болезней. И плохо, когда рядом нет человек, который вовремя одёрнет «русского Ваню» от бутылки. А работник из алкоголика, понятное дело, нулевой. - Это, конечно, трагедия. Раньше люди и сельским хозяйством занимались, и промыслы были, и они умели совмещать и сельское хозяйство, то есть вспахать, посеять. И одновременно работали в городе. Всё это было, всё это жило, а сейчас… - Тоскует по былым временам ржевский краевед Олег Кондратьев. В Сандовском районе есть деревня Михеево, где, в точности как в Халютино, людей встречают покосившиеся избы. Последнего жителя здесь не стало в 2014 году. Тогда в горящем доме, больше похожем на землянку, погиб одинокий дедушка Миша. Он жил без электричества, добровольно отказавшись от него, топил печку «по-черному», да так, что все стены в комнатах были покрыты толстым слоем сажи. Вот от той самой печи однажды и вспыхнула ветхая изба. [caption id="attachment_1491737" align="alignnone" width="800"] Погибший на пожаре последний житель деревни Михеево дедушка Миша.[/caption] Нет, дедушка Миша не был алкоголиком. Просто был немного блаженным, потеряв рассудок к старости. Но при этом он был очень добрым человеком, держал коз, заботился о котятах. Но если поднять сводки МЧС, то можно обнаружить характерный момент: часто на пожарах в пустеющих деревнях гибнут люди, ведущие асоциальный образ жизни. Так и уходят в историю русские деревни, утопая в алкоголе, сгорая в огне, погибая от голода. [caption id="attachment_1491771" align="alignnone" width="800"] Покосившийся дом дедушки Миши.[/caption] - Работать было негде, общаться было не с кем. Кругом все спивались. А я только вернулся из армии и не хотел ходить в обносках. Куда работать идти в этой глуши? Работа только в райцентре, в Вышнем Волочке, а туда автобус ходит, как ракеты на Марс. Начало нулевых. Ну, я и рванул подальше от дома, поближе к жизни, и возвращаться уже не хочу, - рассказал о своём пути из села Виктор Мартынов, мигрировавший в город уроженец деревни с говорящим коммунистическо-колхозным название Красное Знамя. Сейчас в России пытаются возрождать село. Как на федеральном уровне, так и на уровне региональном. Но трудно возвращать на малую родину урбанизировавшихся селян, как трудно было поднимать целину после в начале прошлого века. - Глава администрации района человек современный, грамотный, много делает для того, чтобы сохранить людей, чтобы люди приезжали в деревни, но это всё, конечно, очень сложно. Хотя есть люди, которые едут в деревни, и даже из Москвы приезжают, но это отдельные случаи, массовости нет, - говорит сотрудник ржевского музея Олег Кондратьев. Ну а пока проблема не решена, последние деревенские жители стареют, покидают этот мир. И с каждым годом мы получаем всё больше опустевших деревень на карте Тверской области.