Как «водяные» ходоки на пенсионерах наживались

…Открыв дверь, 70-летняя Нина Ивановна увидела на пороге улыбающуюся незнакомку. Девушка вежливо представилась сотрудником водоканала и, показав удостоверение, прошла в квартиру под предлогом осмотра соответствующего оборудования. На следующий день после визита неизвестной пенсионерка скончалась. Цвет, напор и наличие примесей Следственным управлением УМВД России по Архангельской области окончено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве. Потерпевшими проходят 117 пожилых людей, самому старшему из которых - 99 лет. Злоумышленники действовали практически по всему региону. Обманным путём они похитили у стариков порядка двух миллионов рублей. Заявления от граждан стали поступать в 2017 году. Полицейские принялись разбираться в ситуации. По словам пенсионеров, в квартиру звонили неизвестные: к кому-то девушка, к другим - молодой человек. Представляясь сотрудником муниципального предприятия «Водоканал», они предъявляли красную корочку и, держа в руках бланки некой отчётности, просили разрешения осмотреть трубы. Гости расспрашивали хозяев о цвете воды, силе напора, наличии примесей. Затем как бы невзначай сообщали, что недавно в их населённом пункте провели экспертизу качества. И, понятное дело, результаты оставляли желать лучшего. «Водоканальцы» наседали: необходимо срочно установить систему фильтрации, иначе дело - труба. Ну а перечисление болячек, сопутствующих плохому качеству воды, повергало хозяев в шок. Как только гости понимали, что клиент созрел, начиналась массированная маркетинговая атака. К примеру, озвучивалась легенда о выгодных условиях. Якобы существует некая социальная программа для пенсионеров, по которой возможно приобрести систему очистки воды со скидкой в 50 %. А ветеранам труда или войны предусмотрена дополнительная льгота! Добивали же ультиматумом: «Если не поставить оборудование сейчас, то в следующем году обяжут это сделать, но уже по полной цене - почти 32 тысячи рублей». Не забывали злоумышленники и про метод пряника: бонус к незамедлительной установке - бесплатное гарантийное обслуживание на протяжении 12 лет. Прозрение наступало поздно Надо ли говорить, как реагировали на такие спектакли пожилые люди? Конечно же, соглашались. Стоило только дедушке или бабушке положительно кивнуть головой, им тут же давали подписать заранее подготовленные документы: договор купли-продажи, акт приёма-передачи водоочистителя, товарный чек и купон-заказ. После этого в квартиру поднимался установщик и монтировал оборудование. Вот только вместо обещанной дорогостоящей системы устанавливался обычный бытовой фильтр, стоимость которого в магазине не превышала 1800 рублей. - Некоторые потерпевшие обращались в полицию сразу. Осматривали систему и понимали: что-то тут не так, - рассказывает следователь по особо важным делам Следственного управления УМВД России по Архангельской области подполковник юстиции Ольга Беляева. - Кому-то открывали глаза на обман родственники, другим - работники управляющей компании или сотрудники настоящего водоканала. А многие понимали, что попали на удочку мошенников, только спустя полгода, когда для обещанного профилактического осмотра к ним так никто и не приходил. Подполковник юстиции Ольга Беляева По данным фактам в разных районах области возбудили уголовные дела по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Впоследствии их объединили в одно производство. Сотрудники полиции опросили сотни потерпевших и свидетелей, провели специальные технические мероприятия и десятки экспертиз. В результате подозреваемых установили. Чтобы не допустить возможного уничтожения документов и иных необходимых в расследовании материалов, участников группы задерживали одномоментно сразу в нескольких населённых пунктах. - Злоумышленники базировались в помещении одного из баров Архангельска, владелец которого тоже являлся участником группы. В зале увеселительного заведения фигуранты отдыхали, обсуждали планы, а в подсобке изготавливали удостоверения, хранили документацию и фильтры, - поясняет Ольга Алмазовна. Не дали опомниться Надо признать, сообщники довольно вдумчиво подошли к криминальному ремеслу. Например, посещали только те районы, где нет магазинов, торгующих системами очистки воды. Причина логична - люди не должны знать об их реальной стоимости. Навещали только пятиэтажные дома старой постройки и действовали исключительно днём. В это время суток пенсионеры в жилищах, как правило, находились одни. И аферисты прекрасно об этом были осведомлены. Как выяснилось в ходе расследования, дельцы говорили с потерпевшими по заранее заученному тексту. Общались напористо, не давая возможности опомниться и усомниться в предстоящих действиях. Впоследствии в разговоре со следователем многие пенсионеры отмечали: их словно вводили в транс. Для подтверждения данного факта полицейские провели специальную экспертизу текста. Она подтвердила, что он не носит обычный рекламный характер, содержит фразы, психологически побуждающие человека приобрести тот или иной товар. - Один из организаторов группы ранее трудился в коммерческой организации по продаже фильтров, где все менеджеры общались с клиентами по заранее подготовленному алгоритму. Смекнув, что это очень простой метод, способный привести к обогащению, молодой человек решил «работать» самостоятельно. Прихватив с собой листок с текстом, организовал своё дело и втянул в него друга - индивидуального предпринимателя, - рассказывает подполковник юстиции. Под прикрытием и «вне совести» Подозреваемых задерживали сразу в нескольких населённых пунктах Вместе молодые люди собрали команду: десять человек в возрасте от 23 до 30 лет, в том числе две девушки. Организовали общество с ограниченной ответственностью, соорудили печать, изготовили удостоверения менеджеров с фотографиями. Зная, что у большинства граждан пенсия начисляется на банковскую карту, приобрели платёжный терминал для бесконтактной оплаты. У всех визитёров «для безопасности» имелся при себе документ, удостоверяющий, что его владелец действует от лица коммерческой организации и всего-навсего реализует товары народного потребления. По словам следователя по особо важным делам Ольги Беляевой, главной особенностью уголовного дела является большое количество фигурантов и сразу два организатора. Сложности добавляли огромные расстояния между населёнными пунктами, где были совершены преступления, и внушительное число потерпевших. 40 % из них заявления в полицию даже не писали - их выявили стражи правопорядка уже в ходе исследования изъятой у подозреваемых документации. - Все обманутые - люди преклонного возраста, - утверждает Ольга Беляева. - В период расследования некоторые из них ушли из жизни. Их представителями становились родственники. К примеру, одна из женщин скончалась на следующий же день после визита злоумышленников. Умерла от имевшихся заболеваний, но, по убеждению внучки, бабушка очень переживала, что её обманули. Как отмечает следователь, стоимость фильтров у мошенников зависела от конкретной ситуации. В посёлке Кулой у одной из потерпевших оказалось лишь пять тысяч рублей. Менеджер «вошёл в её положение» и сделал скидку: установил фильтр всего за… четыре тысячи. Общий объём уголовного дела составил 85 томов. В настоящее время материалы направлены в суд для рассмотрения по существу.

Как «водяные» ходоки на пенсионерах наживались
© МВД МЕДИА