О травле христиан на Пасху, Охлобыстине и либеральном стукачестве
Пасхальные воскресные службы в России прошли где-то с соблюдением норм самоизоляции, а где-то не очень, а информационные наезды на верующих, которые все же пошли причаститься Тела и Крови Христовых, продолжаются. И, наверное, все же стоит поговорить и о том, зачем верующие пошли в храмы, и о том, почему теперь на них «охотятся», дабы объявить главными разносчиками заразы. Так вот, в Сети уже давно озвучивается мнение, что православные искренне верят в то, что чудесным образом не могут заразиться в храме. Это не так. Нет, есть, наверное, некое абсолютно наивное большинство, которое верит не в того Бога, в которого нормальные христиане, а в бородатого дядьку на облаке, который совмещает в себе функционал Деда Мороза и Гэндальфа Серого. Но в массе своей православные прекрасно понимают, что не застрахованы от болезни, а то и смерти. И, в том числе, не застрахованы от заражения на литургии в Пасхальную ночь. Потому что эпидемия никого не щадит. Но дело в том, что для православного христианина смерть, нынешняя, земная смерть – это временное явление. Потому что Пасха – это как раз праздник про то, как Бог уничтожил смерть, открыв для людей путь в Жизнь Вечную. Что это значит на практике? А то, что в масках, перчатках, с соблюдением дистанции, одноразовыми стаканчиками для «запивки», не прикладываясь к иконам, не прикладываясь к чаше, с запахом санитайзера вместо ладана в храме верующие идут причаститься на Пасху. Хотя бы на Пасху, а не раз в неделю или две недели, как вообще-то положено делать доброму воцерковленному христианину. Есть ли от этого опасность новой вспышки инфекции? Наверное, все же есть. Но вот вам понедельник, данные по рейтингу самоизоляции в Москве на 14:00, он по пятибалльной системе составляет 3,1. В Питере на то же время – 2,4. Что это означает? Это означает активное перемещение людей по улицам, открытые магазины и торговые центры, в которых взаимодействуют люди, многие открытые предприятия, где люди работают. И это, в общем-то, не вызывает ни у кого никаких вопросов. А вот верующие на Пасху – вызывают. Хотя, по большому счету, чтобы снизить опасность вспышки заражения, можно было серьезнее озаботиться тем, чтобы верующие в храмах Москвы были распределены равномерно и с соблюдением дистанции, чтобы часть из них стояла во дворах церкви. Чтобы в итоге им вынесли Чашу с Причастием. К слову, во многих российских храмах было и так. К слову, если уж на то пошло, в 58 регионах страны полиция официально никого не задерживала, а работала в дежурном режиме, как и на любую другую Пасху. То есть, в этих регионах даже формально верующие законов не нарушили. И да, теперь эти самые верующие в массе своей продолжают самоизолироваться. Кстати, в ситуации, если карантин продлится до мая, или вообще до лета, есть вероятность, что причащать будут на дому. Как минимум, в некоторых епархиях уже выходят инструкции на эту тему. Такие практики, не только для больных, но и для целых общин, которые в годы советских гонений не могли пойти в храм, имели место в истории Церкви. И если дальше ситуация будет развиваться в подобном же русле, то Церковь будет переходить именно к таким практикам Евхаристии. Лишь бы хватило священников и волонтеров. В общем, и священство, и епископат, и миряне угрозу реально осознают. Но и от своей веры отказываться – это тоже совершить над самим собой акт предательства. А это такая духовная и психическая деформация, которая, особенно в условиях общей паники и нервной напряженности, может «хлопнуть» человека не хуже коронавирусной инфекции. И да, не нужно забывать тот простой факт, что в целом очень многие православные сочли нужным и полезным остаться дома. И они тоже по-своему правы. В этой истории с нынешней Пасхой виноватых вообще нет. Сложные времена, и нет здесь единого и универсального алгоритма для всех и сразу людей. Каждый выбирает для себя. Прислушаться к рекомендациям Патриарха, или к рекомендациям своего правящего епископа, или своего духовника, приходского священника. Главное все же теперь – всем причастникам соблюдать режим самоизоляции строже. Минимизируя контакты с внешним миром. Да, по сети еще бродит этакое подленькое «ну вот, верующие в храм ходили, лишить их доступа к ИВЛ, если заболеют». Чисто юридически, верующие такие же налогоплательщики, как и все. И ОМС оплачивают, как и все остальные граждане. Больше того, если продолжать эту логику – ну, давайте лишим доступа к ИВЛ всех тех, кто стоял тут недавно в гигантских человеческих пробках в московском метро. Но там почему-то врачи высказались в том духе, что «угрозы вспышки заражения» эта толпа не несёт. Верующие в храме на расстоянии в полтора-два метра друг от друга несут, а вот очередь в метро – нет. Странная, конечно, логика. Ну и последний случай, который сейчас иллюстрирует «мракобесие и опасность» со стороны верующих – это история про то, как Иван Охлобыстин с семьей пошел на Пасху на закрытое богослужение в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Что «шьют» Охлобыстину? Не только то, что пошел в храм, но и что «на дорогих машинах», и то, что «это было закрытое богослужение», и что он напал на журналистку, которая его снимала. Вот что говорит по этому поводу сам Охлобыстин: «Братья и сёстры! Со Светлым Христовым Воскресением вас! Последнее время Пасха стала для меня испытанием, поздравил с Пасхой жителей, истерзанного войной, Донбасса – блокировали аккаунт с миллионом подписчиков в Твиттере, сходил в храм на Пасху сейчас – опять не угодил. Чего только не написали, как только не прокляли. Почему? Загадка! Нарушений никаких не было. Бумаги были в порядке. Я 25 лет хожу в этот храм на Пасху. «Напал на журналистку»... Вот это поворот! В жизни не поднимал руку на женщину. Не знаю: может быть кому-то нравится, что тебе, как в зоопарке медведю морковку, суют в морду камеру?! Мне нет!». Ну а что касается отношения к Пасхе и к посещению храма, он же высказался ранее: «Не дерзаю что-либо рекомендовать властям всех направленностей, но констатирую, что решение не пускать прихожан в храмы на Пасху сделает миллионы верующих людей несчастными. Невозможно представить себе духовную жизнь во Христе, не соприкоснувшись лично, присутственно, с Чудом Его Воскресения! В Воскресении – смысл нашей веры! Люди будут лишены этого смысла». Кстати, если уж быть логичным до конца, то «закрытое богослужение» для своих, во-первых, мера в христианстве вполне себе исторически имевшая место в разные исторические эпохи и по разным обстоятельствам. А во-вторых, ну, вот такая закрытая служба, она разве не уменьшает риск распространения инфекции? Особенно если прихожане на своих «дорогих машинах» приехали, а потом по домам уехали? В общем, стоит повториться, что, учитывая все остальные карантинные нормы и их соблюдение, а точнее, скорее несоблюдение, вынужденно открытые магазины и предприятия, верующие, которые по все стране собрались по 50-60 человек по храмам, на этом фоне выглядят не очень выразительно. И далеко не по всем храмам, надо сказать. Это, конечно, удобная цель и этакий «жупел» для впечатлительной публики, да и дополнительный повод российским либералам «настучать» на своих оппонентов. Но в числе реальных угроз для распространения инфекции собрания православных на Пасху — это не та угроза, которую можно поставить на первое место. Публикации Александра Чаусова на «Свободной Прессе»: Половцы и печенеги: При чём тут Путин и коронавирус? Выступление президента: Крах экономики или новые возможности? Коронавирус и тревожность с истерикой вокруг него Вокруг короны и вируса Не читал, но обсуждаю: казус Исинбаевой