Войти в почту

«И повсюду тлеют пожары»: как Риз Уизерспун стала богиней сериалов

Через неделю на Hulu (в России – в онлайн-кинотеатре ivi) выйдет последний эпизод нового сериала «И повсюду тлеют пожары», спродюсированного голливудскими дивами Риз Уизерспун и Кэрри Вашингтон. Они же стали исполнительницами главных ролей. Для поклонников Уизерспун, которые соскучились по ней после завершения второго сезона «Большой маленькой лжи» и первого сезона «Утреннего шоу», этот сериал будет настоящим подарком. Как и для всех, кому интересны искусно рассказанные истории, захватывающие с первой секунды и не отпускающие ни на мгновение, и сильные, неоднозначные, яркие женские персонажи. «Заговор против Америки»: как летчик обошел на выборах Франклина Рузвельта Такие героини стали все чаще появляться на ТВ и в стримингах не в последнюю очередь благодаря Уизерспун: экс-«блондинке в законе», обладательнице «Оскара», а ныне влиятельному продюсеру и ролевой модели для множества девушек. Актрисе надоело читать сценарии, где женщины были лишь приложением к главному герою, и она решила заняться производством контента совершенно другого типа, создав свою продюсерскую компанию. А еще большая ценительница литературы Уизерспун организовала книжный клуб имени себя – в Instagram на его страницу подписано 1,6 миллиона человек. Раз в месяц она выбирает одну новую книгу о женщинах, которую предлагает прочитать членам клуба. Некоторые из этих романов, благодаря Уизерспун, превращаются в итоге в сериальные и кинопроекты. Так случилось, например, с книгой молодой американской писательницы китайского происхождения Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары». В основе конфликта романа и снятого по нему сериала, действие которых разворачивается в середине 1990-х, противостояние двух женщин: Элены Ричардсон и Мии Уоррен, героинь диаметрально противоположных друг другу. Элена, которую изображает сама Риз Уизерспун, жительница городка Шейкер-Хайтс в штате Огайо. В этом городе выросла и Селеста Инг, которая говорит, что Элена является олицетворением ее малой родины. «Колл-центр»: как слушаться маму и папу и не облажаться Поначалу Элена кажется героиней почти карикатурной: идеальная мать четырех детей-подростков, прекрасная жена, отличная хозяйка, да еще и работать в местной газете успевает. Для нее характерны перфекционизм, чопорность (слово «вагина» Элена произнести не может, а уж посмотреть на собственную – тем более), желание все контролировать и железное следование расписанию (секс по средам и субботам, а если опоздать на две минуты, то прости, милый, но уже четверг). И вот Элена видит, как ее ровесница-афроамериканка ночует в машине с дочерью-тинейджером. Вскоре женщина, которая представится Мией Уоррен (известная по «Джанго освобожденному» Кэрри Вашингтон), с дочкой Перл придет смотреть второй дом Элены. Та, добрая душа, сдаст девушкам жилище по дешевке. Миа оказывается художницей, переезжающей с места на место, чтобы заниматься разными проектами. В отличие от Элены ей нет дела ни до каких правил и условностей: кажется, она вообще совершенно свободна. Приветливой и готовой всегда прийти на помощь Элене Миа не симпатизирует, но тем не менее соглашается на ее предложение помогать по хозяйству – чтобы заработать. Или чтобы уберечь от беды Перл, которая как раз в восторге и от Элены, и от ее детей. Младшая дочь Элены, бунтарка Иззи, в свою очередь, очарована Мией, а вот с матерью не может найти общий язык. «Последний министр»: лучший антидепрессант во время пандемии Напряжение между главными героинями нарастает, и переходит в открытый конфликт, когда на арену выходит еще одна – нелегальная иммигрантка-китаянка. Начинается же сериал с того, что спустя некоторое время после знакомства Уорренов с Ричардсонами шикарное поместье последних сгорает – кто его поджег, неизвестно. Если в предыдущих выдающихся продюсерских проектах Риз Уизерспун – «Большой маленькой лжи» и «Утреннем шоу» – женщины, многие из которых до поры до времени враждовали, в итоге объединялись, чтобы дать отпор мужскому насилию, в «И повсюду тлеют пожары» мужчины просто отходят на второй план. Муж Элены в исполнении Джошуа Джексона – парень неплохой, но простоватый. Миа и вовсе не обременена брачными узами: она поглощена творчеством. Сведя мужские роли к второстепенным, авторы дают нам возможность со всех сторон разглядеть главных героинь, а там есть что поразглядывать. Одна постепенно превращается из робота в живого человека, обнажая свои скрытые от чужих глаз переживания, страхи, сожаления. В душе другой бушуют не менее яростные бури: о тайнах ее прошлого становится известно ближе к финалу сезона. Отношение и к Элене, и к Мие меняется чуть ли не с каждой новой сценой: как и все живые люди, они проявляют себя по-разному в разные моменты жизни, и нередко их поведение откровенно раздражает. Знакомство друг с другом становится для них катализатором давно зревших кризисов. Внутренняя динамика героинь, пожалуй, и составляет едва ли не главное содержание сериала, поэтому рассказывать о нем не так просто: все построено на полутонах. «Белый, белый день»: трагикомическое путешествие в Исландию Одна из главных тем «И повсюду тлеют пожары» – материнство, связанные с ним жертвы, радости, страдания и, конечно, страхи. Элена, у которой совершенно не складываются отношения с младшей дочерью, боится, что та ее никогда не полюбит и так и останется чужим, не похожим на нее человеком. Но должны ли мы быть копией своих родителей? Вторая, не менее значимая проблема, которую затрагивает сериал, – это привилегии белых людей среднего класса. Всегда актуальная тема социального расслоения последние несколько лет вызывает интерес у широкой, не только фестивальной кинопублики: успех «Джокера» и «Паразитов» – самый яркий тому пример. Авторы «И повсюду тлеют пожары», пожалуй, рассуждают на эту тему даже более тонко. Герои сериала не осознают своих привилегий, не понимают, что порой люди совершают «неверный» выбор потому, что, по сути, выбора у них просто нет. Оторвались, так сказать, от народа, примерно как те, кто придумал проверять новые пропуска перед входом в метро. Впрочем, в глубине души они чувствуют свое превосходство, и поэтому вроде бы искреннее желание помочь оборачивается снисходительностью и проявлением чуть ли не расизма. Эти вопросы напрямую связаны с вопросом культурной апроприации, которую те, кто присваивает чужое, тоже не всегда осознают. На западе это явление активно обсуждают, но в массовой культуре эта проблема еще толком не отрефлексирована. «И повсюду тлеют пожары» весьма наглядно демонстрирует, как те, кто не обделен благами, отнимают у других последнее – историю притеснения, ребенка, имя.