Дом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»
18 апреля отмечают Международный день охраны памятников и достопримечательных мест. В Москве бережно сохраняют и восстанавливают старинные усадьбы, постройки эпохи конструктивизма, скульптуры. За последние годы в столице отреставрировали 1424 объекта культурного наследия. Mos.ru вспоминает 15 самых ярких, сложных и масштабных проектов — победителей конкурса «Московская реставрация» с 2011 по 2019 год. Павильон «Космос» Где: ВДНХ Когда построили: 1939, 1954 годы «Космос» — один из самых красивых и величественных павильонов ВДНХ. Его история началась в 1939 году, только тогда он назывался «Механизация» и представлял собой куда более скромное сооружение. Это был огромный ангар из арочных конструкций. В нем выставляли сельскохозяйственную технику, самолеты и различные станки. В 1951–1954 годах архитекторы Виктор Андреев, Иван Таранов и Надежда Быкова (они же делали первый павильон в 1939-м) реконструировали павильон, пристроив к эллингу двухэтажный зал со стеклянным куполом. Главный фасад здания украсили восьмиметровые скульптуры «Механизатор» и «Трактористка», облицованные золотой и разноцветной смальтой, а также барельефы и лепной фриз. Под крышей купола главного зала установили звезду с Троицкой башни Московского Кремля. В 1956 году павильон переименовали в «Машиностроение», а с 1967-го, когда экспозиция пополнилась ракетной техникой и искусственными спутниками, павильон получил новое название — «Космос». После реставрационных работ 12 апреля 2018 года здесь открылся крупнейший космический музейный комплекс России — центр «Космонавтика и авиация». За 14 месяцев ему вернули исторический вид — отреставрировали элементы декора, созданного в 1950-е, а также герб СССР, 15 гербов союзных республик и смальтовое панно, на котором изображены символы индустриальных достижений страны. Здесь восстановили гипсовую лепнину, под куполом засияла люстра-звезда, а на скульптурах обновили смальтовую отделку. Ново-Екатерининская больница у Петровских ворот, или дом Гагарина Где: Страстной бульвар, дом 15/29, строение 1 / Успенский переулок, дом 14 Когда построили: XVIII–XIX век В 1786–1790 годах для князей Гагариных по проекту Матвея Казакова выстроили роскошный дворец. Это трехэтажное здание на основе палат XVIII века в стиле классицизм с крыльями, парадной анфиладой и центральным Овальным залом. В 1812 году дворец сильно пострадал от пожара. Его восстановлением занимался другой знаменитый архитектор — Осип Бове. Он же создал проект приспособления усадьбы под Ново-Екатерининскую больницу. В 1830–1835 годах к зданию примкнули ротонды, появились главная и две служебные лестницы, в Овальном зале разместилась домовая церковь. Фасады усадьбы приобрели черты позднего классицизма. В 2015 году завершилась реставрация комплекса зданий, она продолжалась более двух лет. Мастера обновили фасады главного здания, белокаменные подоконники, карнизы, цоколь, восстановили первоначальный декор. Кроме того, отреставрирован лепной портик фасада и воссоздан герб Российской империи на месте, где до этого находился герб СССР. Параллельно с реставрацией на территории шли археологические раскопки. Благодаря им музейные коллекции столицы пополнили сотни артефактов XVI–XIX веков. Чугунный павильон трамвайной остановки Где: Красностуденческий проезд, дом 17 Когда построили: ориентировочно первая половина XX века Павильон остановки «Красностуденческий проезд» — уникальный образец промышленной архитектуры первой половины XX века. В те годы в Москве ходил первый паровой трамвай, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское. Позднее павильон реконструировали с использованием чугунных деталей, составивших впоследствии главную ценность постройки. В 2017–2018 годах демонтировали поздние конструкции, полностью исказившие исторический облик павильона. Чугунные колонны с базами и постаментами очистили от загрязнений и наслоений. По архивным фотографиям и уцелевшим подлинным образцам воссоздали утраченные архитектурные и декоративные элементы из чугуна и дерева, вернув павильону первоначальный вид. Сегодня здесь останавливается трамвай № 27. Особняк Коробковой Где: Пятницкая улица, дом 33/35, строения 1, 3 Когда построили: 1866 год В 1866 году особняк представлял собой каменный двухэтажный жилой дом в семь оконных осей с двумя парадными входами со стороны улицы, украшенными чугунными навесами с колоннами. В 1894 году по заказу известного купца Трифона Коробкова Лев Кекушев спроектировал две пристройки с севера и востока здания. Планировка и отделка изменились. Лев Кекушев использовал характерные для своего раннего творчества приемы, такие как смешение архитектурных стилей, асимметричная планировка, разновеликие окна. В 1899 году архитектор Сергей Шуцман, работавший помощником Кекушева, добавил с юга двухэтажную пристройку в стиле эклектика с элементами классицизма. Сейчас объемно-планировочное решение здания отличается от представленного на исторических чертежах. Например, угловой эркер главного дома в проекте 1894 года отсутствует и появляется только на плане 1912 года. В 1911–1912 годах с восточной стороны к особняку пристроили четырехэтажный доходный дом. Реставраторы восстановили фасады, кровлю и ограды, внутреннее убранство, витражи, лепной декор и светильники. Фасадам возвращен подлинный лиловый цвет, задуманный Кекушевым. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе Где: 2-й Донской проезд, дом 9 Когда построили: 1929–1930 годы Профессионалы от архитектуры называют это здание самой радикальной коммуной, созданной в Советском Союзе. Студенческую коммуну на две тысячи человек, организованную по принципам нового быта, спроектировал архитектор Иван Николаев. Общежитие предназначалось для студентов Текстильного института и состояло из трех корпусов: спального (А), санитарного (Б) и учебного (В). Параболический пандус, который связывает все этажи корпуса Б, стал одним из символов архитектуры русского авангарда. Масштабная реконструкция закончилась в 2016 году. На фасаде спального корпуса восстановили ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами. В общежитии появились желтый, коралловый, зеленый, фисташковый, пурпурный и синий этажи: одну из стен каждого этажа корпуса покрасили в яркий цвет. Здание, как и прежде, используется в качестве студенческого общежития. Усадьба Старо-Никольское Где: поселок Первомайское, улица Парковая, дом 18 Дата постройки: конец XVIII — начало XIX века Ансамбль Старо-Никольского формировался в XVIII веке. Это была большая усадьба с главным домом, церковью, хозяйственными постройками, парком и садом. Ее владельцами в разное время были представители известных дворянских родов, в том числе Мусины-Пушкины и Бибиковы. Между 1885 и 1891 годами, а также в 1893–1911 годах главный дом перестраивали и достраивали. После Октябрьской революции в разные годы здесь размещались школа, детский сад, пансионат, общежитие. После пожара в 2011-м главный дом был в полуразрушенном состоянии, требовались масштабные реставрационно-восстановительные работы. Восстановление завершили в 2016 году. Специалисты демонтировали двухэтажную надстройку 1940-х годов с торцевых террас западного и восточного фасадов, укрепили стены, отреставрировали цоколь, кирпичные своды подвала, стены из кирпича и белого камня и покрытия полов. Они также воссоздали арочные и прямые проемы по архивным данным, кирпичный тамбур, крышу и бельведер со смотровой площадкой. Прежний облик получили торцевые одноэтажные террасы, мраморная лестница. В особняке располагается Музей VI съезда коммунистической партии Китая. И это неслучайно: он прошел именно здесь летом 1928-го. Станция метро «Киевская» Где: станция «Киевская» Филевской линии метро Когда построили: 1937 год В 1937 году станция метро «Киевская», ставшая конечной Арбатского радиуса, связала центр Москвы с Киевским вокзалом. Перронный зал станции оформили в стиле сталинский ампир. Одним из главных украшений «Киевской» стал выложенный мрамором пол. Впервые в оформлении метро использовали необычные материалы, например фарфор для капителей и оникс для облицовки колонн. Правда, со временем мраморную мозаику и оникс заменили гранитом, а фарфор — фаянсом, сняли роскошные люстры с плафонами из стекла с алмазной гранью. После реставрации 2014–2016 годов облик станции максимально приблизился к тому, что был заявлен в первоначальном проекте архитектора Дмитрия Чечулина. Центральную часть пола платформы воссоздали по чертежам 1930-х годов. Оттенки гранита подбирали так, чтобы он подходил к цвету камней на колоннах и плитки путевых стен. Самым сложным для реставраторов было восстановить светильники из двухслойного стекла с алмазной гранью, так как эта технология, широко распространенная в 1930-е годы, почти утрачена. Скоропечатня Левенсона Где: Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1 Когда построили: 1900 год Типографский комплекс, выстроенный по заказу владельца Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона в 1900 году, — одна из самых значимых построек короля московского модерна Федора Шехтеля. Производственный корпус комплекса являет собой образец рациональной архитектуры. Фасады административного здания характерны для раннего модерна, при этом здание стилизовано под средневековый замок. Интерьеры — парадный вестибюль с мраморной лестницей, универсальный зал с конторской кассой, кабинет и комната отдыха — в советский и постсоветский периоды были практически уничтожены, фасад и кровля понесли значительные утраты. В результате реставрации 2013–2016 годов зданию вернули исторический облик, соответствующий замыслу Шехтеля. Фасадам возвратили первоначальное цветовое решение, а исторические интерьеры, в том числе парадную лестницу, арки и барельеф первопечатника Гутенберга, восстанавливали по фотографиям. Малый собор Донского монастыря Где: Донская площадь, дом 1, строение 19 Когда построили: 1591–1593 годы Собор Донской Иконы Божией Матери — старейший храм ансамбля Донского монастыря. Предположительно, его автором в конце XVI века был зодчий Федор Конь. Это уникальный пример бесстолпного храма. В декоре фасадов присутствуют элементы так называемых итальянизмов. Здание не раз перестраивали, и каждая эпоха оставляла на нем свои следы. Во время реставрации под штукатуркой открылись подлинные детали и поздние закладки. В пространстве чердака трапезной части на западной стене обнаружили окна XVI века с профилированными кирпичными наличниками. Специалисты решили заложить внутренние проемы XVIII–XIX веков, вернув интерьеру первоначальные формы. Киевский вокзал Где: площадь Киевского Вокзала, дом 1 Когда построили: 1914–1918 годы История Киевского вокзала началась на рубеже XIX–ХХ веков, а более 100 лет спустя здесь провели масштабные работы по восстановлению. Первоначальный проект современного вокзала в неоклассическом стиле был разработан инженером Иваном Рербергом в 1912 году при участии архитектора Вячеслава Олтаржевского. Позже в него были внесены изменения. Здание заложили перед началом Первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Пространство над перронами перекрыто застекленными стальными арками. Этот дебаркадер конструировал сам Владимир Шухов. Архитектурная концепция Киевского вокзала выстроена на ретроспективе классического стиля с элементами ампира, популярного в первой трети XIX века. В верхней части часовой башни — арочные окна с ордерным декором, купольный бельведер и скульптуры орлов, напоминающие об обелисках на Бородинском поле. На потолке вестибюля можно увидеть живописное мозаичное панно Бориса Ланге с аббревиатурой МКВ и датами 1914 и 1916 (Московско-Киево-Воронежская железная дорога, год начала строительства вокзала и предполагавшийся год его завершения). Масштабная реставрация Киевского вокзала длилась с 2013 по 2016 год. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь, колонны, пилястры, скульптуры. Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные. Новую жизнь получила и майолика на фронтоне — яркое рельефное изображение Георгия Победоносца. Жилой дом Баулина Где: улица Николоямская, дом 52, строение 1 Дата постройки: конец XVIII века В 2017 году завершилась реставрация памятника архитектуры регионального значения — жилого дома Н.П. Баулина. В конце XVIII века на Николоямской появились сводчатые палаты с подвалом. После пожара 1812-го они вошли в объем нового двухэтажного каменного дома. Достройки и реконструкции происходили в 1855 и 1876 годах. Окончательно композиция здания сложилась к 1885 году при очередном владельце усадьбы купце Николае Баулине. Прежде лаконичный фасад оформили в стиле эклектика: появились аттик с картушем, пышная лепнина. Реставраторы вернули зданию исторический облик, восстановили сохранившиеся элементы интерьеров второй половины XIX века. При реставрации цокольной части и фундамента были раскрыты палаты XVIII века. Памятник отреставрировали по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр». Особняк Кекушевой Где: улица Остоженка, дом 21 Когда построили: 1900–1903 годы Двухэтажный особняк с полуподвалом и мансардой архитектор Лев Кекушев построил для своей семьи и оформил на супругу Анну Кекушеву — такое название и закрепилось за зданием. Оно по праву считается одним из лучших произведений московского модерна. Парадный вход с белокаменными колоннами расположен со стороны Остоженки, также были два входа в подвал со двора. В 1907 году, когда дом принадлежал коллежскому секретарю Александру Смецкому, пристроили металлический зимний сад со стороны главного фасада. В доме на Остоженке, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, могла жить Маргарита (на это указывает описание готического особняка с башней). История в духе романа «Мастер и Маргарита» произошла с особняком и в реальности: после революции с крыши дома исчезла скульптура льва. Обстоятельства пропажи выяснить так и не удалось, но век спустя статую (правда, не оригинальную) вернули на место. Скульптуру восстанавливали по единственной фотографии, которую удалось отыскать в архивах. Реставраторы также вернули исторический облик фасадам, провели много работ в интерьерах каждого этажа и подвала, вернули особняку первоначальную планировку. Фонтан «Золотой колос» Где: ВДНХ Когда построили: 1954 год Фонтан «Золотой колос» задумывался авторами как символ плодородия колхозных полей СССР. На постаменте установлена архитектурно-скульптурная композиция (колос, рога изобилия, орнаментированное основание) из железобетона, облицованная мозаичной смальтой. Из фонтана бьет 66 струй воды, 30 из которых — 25 метров в высоту. В конце 1980-х обветшавший фонтан выключили. В 2016–2018 годах провели комплекс ремонтно-реставрационных работ, в процессе которого фонтан был разобран на 308 фрагментов. Специалисты смогли сохранить уцелевшие декоративные элементы. По технологиям 1950-х годов изготовили идентичные фрагменты взамен утраченных. Удалось не только полностью восстановить исторический облик — специалисты также заменили водопроводную и насосную системы фонтана. Его снова открыли в 2018 году. Церковь Святого Климента, Папы Римского Где: улица Пятницкая, дом 26 Когда построили: XVIII век Климентовский храм, построенный в 1774 году, принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Он увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной. Узорные решетки есть как в церковной ограде, так и над карнизами храма. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма и иконостасы боковых приделов. В 1934 году храм закрыли, но, к счастью, сносить его не стали. Здание превратили в книгохранилище Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. Реставраторы воссоздали утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы и иконостасы. Также был укреплен фундамент, восстановлены кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты. Помимо того, вернули паперть и утраченную часть церковной ограды. Первая служба в отреставрированном храме состоялась 19 августа 2013 года, в день Преображения Господня. Памятник Пушкину Где: Пушкинская площадь Когда поставили: 1880 год Памятник Александру Сергеевичу Пушкину открыли в годовщину со дня рождения рождения поэта — 6 июня 1880 года. Автором монумента стал скульптор Александр Опекушин — его проект победил в творческом конкурсе. Бронзовую скульптуру отливали в Санкт-Петербурге, а деньги на сооружение собрали по всенародной подписке. Кстати, первоначально монумент классику установили в начале Тверского бульвара, на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году монумент переместили на противоположную сторону площади, где разбили сквер. А 6 сентября 2017 года в Москве открылся отреставрированный памятник русскому классику. Специалисты больше года восстанавливали его исторический облик и укрепляли основание монумента. Бронзовую скульптуру поэта очистили от загрязнений и копоти, а на завершающем этапе реставраторы выполнили локальное химическое патинирование. Эксперты детально изучили образцы существующей патины и приняли решение сохранить ее и зеленый цвет памятника. Теперь памятник Пушкину выглядит так же, как и в 1880 году.