Держим дистанцию: как коронавирус изменил рынок труда
Удаленный доступ к работе становится у нас все более востребованным. Количество таких вакансий выросло в марте на 25 процентов по Москве. Как коронавирус меняет рынок труда, выяснила «Вечерка». По данным сервиса «Работа.ру», активнее всего приглашают сейчас на удаленку сфера образования (74% вакансий), торговля (14%), кадровые службы и маркетинг (по 6%). Схожую статистику приводит и портал hh.ру. Там число желающих отдалиться от рабочего места увеличилось на 23%, а число подобных вакансий выросло по сравнению с прошлым годом на 80%. Активнее всего ищут такой персонал работодатели из IT-отрасли (39%), образования (17%), сферы бизнес-услуг (10%), маркетинга, рекламы, дизайна и продюсирования (7%), а также финансов (5%). Что касается SuperJob, то там зафиксировали более чем трехкратный рост соискателей, ищущих удаленную работу. Несмотря на то что точной статистики о находящихся сейчас на удаленке москвичах нет, о массовом переходе на нее свидетельствуют и данные торговли, заявившей в конце марта о возможном дефиците ноутбуков и ПК, спрос на которые за одну лишь мартовскую неделю (с 9 по 15-е число) вырос сразу на 50 процентов. Дальше, разумеется, последовало ужасное предупреждение о том, что на складах их осталось с гулькин нос, и Китай, только оправившийся от мышиной заразы, быстро новые не наклепает, но неуклюжая провокация из серии «налетай-торопись» ажиотажа среди покупателей не вызвала — этого добра в онлайне по-прежнему выше крыши, на любой вкус, кошелек и потребность. Активной надомной работой масс объяснили мартовскую торговую статистику и в «Озоне», где зафиксировали рост продаж мужских рубашек сразу на 358%, нарядной мужской одежды — на 415%, а женской — аж на 720%. Оно и понятно: перевод рабочих совещаний в видеоформат требует приличного вида, а снующие по дому чада и обезумевшая от радости непрерывного общения живность так и норовят что-нибудь на тебя пролить, пожевать или заляпать. Несколько выбиваются, конечно, из этой статистики продажи эротического белья, тоже выросшие на 120%, но, будем надеяться, виной тому не графа «офис на дому», а интенсивная работа граждан над демографией страны. Вырос, разумеется, и трафик мессенджеров и платформ для видеоконференций. Например, количество пользователей сервиса Zoom (не самого, кстати, безопасного) за две недели увеличилось в три раза, а у Skype — в два. По данным же «Мегафона», озвученным в воскресенье, объем видеотрафика WhatsApp вырос за март на 80%, Facetime — на 94%, Skype — на 233%, Viber — на 89%, а Zoom показал месячный прирост в 13,5 раза и увеличение постоянных пользователей в 50 раз. — Все эти сервисы заметно облегчают нам сейчас жизнь, позволяя оставаться продуктивными, — говорит Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании Knight Frank. — И ситуация с коронавирусом, думаю, приведет к тому, что 20–30 процентов сотрудников по окончании пандемии в офисы не вернутся, продолжив работать из дома. Этот тренд совсем не новый, ему уже как минимум лет десять, просто наш бизнес его не очень массово воспринял из-за кажущегося неудобства, но нынешняя обстановка — как эпидемиологическая, так и экономическая — наверняка переломит ситуацию. Что касается мирового опыта, то, например, по данным компании IMG, 70 процентов всех работников на планете хотя бы раз в неделю работают удаленно. В прошлом году Global Workplace Analytics, консалтинговая фирма по дистанционной и гибкой работе, подсчитала, что в США 62 процента профессионалов работают дистанционно хотя бы раз в месяц, а треть из них делает это каждый день. В России, если верить статистике hh.ru, чуть больше трети соискателей работали по удаленной схеме, причем больше половины из них — состоя в штате… Понятно, что на глазах дорожающая жизнь и шрапнельные бреши, которые пробивает сейчас кризис в бюджетах российских компаний, заставит последние экономить на офисном пространстве: аренда, особенно в крупных мегаполисах, — дело дорогое. А вот сотрудник на удаленке, даже с компенсациями за потраченные в рабочие часы электроэнергию, связь и воду, обходится значительно дешевле. Так что стимул явно налицо. — Нынешний год очень жестко проявил два мощных фактора, — рассказывает Риорита Колосова, завкафедрой экономики труда и персонала МГУ им. Ломоносова. — Я бы назвала это коронавирусной цифровизацией. Дело в том, что у нас была некая модель цифровизации, к которой мы неспешно шли. Мы понимали, что растут масштабы удаленной работы, в Трудовой кодекс вводились положения об плате труда дистанционно занятых, регламенте их рабочего времени и так далее. Но коронавирус, как пинком, активизировал процесс, показав, что все эти задачи надо решать сейчас и крайне быстро. В Минтруде, конечно, иногда изобретают велосипеды, но народ там толковый, алгоритмы решения задач понятны, так что главное сейчас — активизироваться и начать предпринимать конкретные действия, даже если пандемия вдруг завтра закончится. Понятно, что классический, всегда существовавший на рынке, труд никуда не денется — сталеплавильные, сельскохозяйственные, технологические отрасли... А вот сегменты рынка, где цифровизация уже проявилась, будут ее только усиливать. И тут, конечно, многое зависит от того, как поведут себя работодатели, от того, какие экономические и дотационные решения будут приняты государством, и, конечно, от нашего спроса. Потому что ситуация последних недель еще сильнее показала всем, что огромное число товаров и услуг прекрасно могут доходить до потребителей дистанционно, и захотят ли работодатели после пандемии возвращаться к прежней модели — вопрос. Понятно, что переход на дистанционную работу для многих сфер бизнеса может повлечь за собой сокращение штата — один интернет-магазин, рассылающий товар по всей стране, требует меньше сотрудников, чем сеть стационарных торговых точек. Прекрасно понимая, что массовая безработица вызовет в экономике эффект домино, надолго оборвав товарно-денежные цепочки в миллионе разных мест (человек без денег сводит потребление к минимальному набору выживания), предприниматели многих стран договариваются сейчас не увольнять сотрудников из-за кризиса. Причем договоренности охватывают все сферы бизнеса — от банков и крупных корпораций до мелкой розницы и домовладельцев. Государства, тоже понимающие все последствия веерных увольнений, в свою очередь, помогают бизнесу оставаться на плаву — например, компенсируют (от 60 до 9 0 процентов) зарплаты работникам пострадавших компаний, оплачивают за него больничные листы и так далее. То есть главный упор делается именно на то, чтобы помочь предприятиям сохранить своих сотрудников, а сотрудникам — сохранить работу. О том, какие меры поддержки предлагает сейчас компаниям наше правительство, можно посмотреть на сайте Минэкономразвития economy.gov.ru в разделе «Экономика без вируса — меры поддержки бизнеса». Не сказать, чтобы наш бизнес массово демонстрировал чудеса социальной ответственности, но кое-что делается и у нас. Например, даже нашумевшая история с массовыми увольнениями в «Спортмастере» на поверку оказалась вроде как несколько преувеличенной. В ответ на бурю негодования и активные заявления о бойкоте ретейлера, захлестнувшие соцсети, руководство компании, в которой насчитывается около 14 тысяч сотрудников, выступило с самооправданиями: увольняем, мол, лишь тех, кто этого захотел, остальные либо работают на смежных позициях, либо сидят на МРОТе, либо временно устраиваются в другие сети. Учитывая, что компания, выручка которой в прошлом году составила более 160 миллиардов рублей, находится в списке системообразующих, а значит, может рассчитывать на поддержку государства, все это впечатляет не сильно. Впрочем, поделиться сотрудниками с теми, кто испытывает сейчас острую нужду в кадрах, — одна из схем, которую наш бизнес стал активно сейчас практиковать. Донорами тут, как правило, выступают предприятия общепита, турфирмы, промретейл и гостиничный сервис, реципиентами — сервисы доставки и продуктовые магазины. Больше всего им сейчас нужны курьеры, экспедиторы, упаковщики и работники складов. Так как время доставки во многих интернет-магазинах увеличилось сейчас до 5–6 дней, такая передислокация помогает всем — и ретейлерам, и «поденщикам», и покупателям. Например, сеть «Магнит» временно «пригрела» у себя сотрудников из «Шоколадницы», «Ваби Саби», «Кофе хауз», KFC и Burger King — 2500 человек в 20 городах. О готовности одолжить сотрудников заявил сервис доставки продуктов iGoods, которому нужно 2000 дополнительных сборщиков и курьеров. Маркетплейс Wildberries и вовсе запустил специальный сайт для компаний. По адресу всемработавб.рф можно узнать о конкретной профессиональной нужде, которую испытывают фирмы, или предложить свои кадры. Так, в понедельник на карте сайта Центральный регион предлагал 6473 такие вакансии. Среди них — водители такси, доставщики пиццы, административный и домашний персонал, работники интернет-магазина, курьеры и т.д. Некоторые компании практикуют сейчас и временную смену ориентации. Так, французская транснациональная корпорация LVMH, больше 30 лет работавшая на люкс-индустрию (марки Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Hennessy и др.), начала производить дезинфицирующий гель и бесплатно передавать французским властям для нужд населения. В России о выпуске санитайзеров заявили косметические компании Faberlic и MIXIT, а также пивзаводы AB InBev Efes (бренды «Клинское», «Сибирская корона», Staropramen и др.). В Калуге производитель спортивной одежды Bosco отдал под пошив медицинских масок шесть из восьми своих линий. Фирма Dyson, в «мирной» жизни заточенная под выпуск бытовой техники, начинает делать аппараты ИВЛ, а американский General Motors поделится производственными мощностями и складами с Ventec Life System, которая теперь сможет увеличить выпуск ИВЛ с ежемесячных 150 штук до 2000. Пытаются крутиться и гостиницы, многие из которых начали сдавать номера в долгосрочную аренду для тех, кто по каким-то причинам не может обеспечить себе хорошую самоизоляцию на дому. А на прошлой неделе интернет облетела история о московской пекарне, хозяйка которой не только переориентировала свой бизнес, но и дала возможность людям в изоляции почувствовать свою нужность. Массовый уход офисов на удаленку буквально обрушил все продажи, ни один из стандартных способов спасения не сработал, и тогда Дарья Сонькина стала варить обеды для врачей и волонтеров, которые сейчас борются с коронавирусом. Обеды спонсирует народ: любой желающий может зайти в приложение «Дашины пирожки», оформить заказ и оплатить его, сделав в комментариях пометку «На обед для врачей». За десять дней акции в ней приняли участие 104 человека, проплатив завтраки и обеды для медработников на общую сумму 282 561 рубль. По словам Дарьи, сейчас к ней приходят «подвешенные» заказы даже из-за границы — от неравнодушных людей из Англии, Чехии, США, от целых подъездов и отдельных квартир… Кто-то помогает даже продуктами. Например, некий Сергей, который занимается выращиванием шампиньонов, бесплатно отдал пекарне 60 килограмм грибов — на супы для медиков. Причем акция родилась спонтанно: родственница Даши переслала ей деньги, попросив сварить на них еду для врачей. 28 марта та отвезла ее в Коммунарку и написала об этом пост, который и вызвал в итоге цепную реакцию доброты… Сейчас, правда, кормить врачей начал Минздрав, но, думается, в Москве и ее окрестностях хватит и других мест для такой адресной помощи. Реакция москвичей абсолютно понятна — многим сидящим сейчас в четырех стенах хочется сделать свое существование более осмысленным, и такого рода благотворительность дает почувствовать себя нужным. Главное, чтобы на этом не начали играть всякого рода мошенники, которые в последнее время заметно активизировались в сети, — тоже ведь по-своему бизнес. ТЕРМИНОЛОГИЯ Идею удаленной работы первым предложил в 1972 году американец Джек Ниллес, который считал, что такая схема не только сохранит контакт между сотрудниками, сократив расходы на обустройство офисов, но и разгрузит транспортную сеть городов. Эксперименты, которые он провел в Университете Южной Калифорнии, подтвердили его предположение, а спустя шесть лет в комитете по экономическому развитию США даже придумали для такой работы новый термин — flexiplace («гибкое рабочее место»). ИСТОКИ Самыми первыми работниками на удаленке были, наверное, разжигатели сигнальных костров, которые с помощью огня передавали коллегам информацию на большие расстояния. Со временем этот язык заметно усложнился. Например, древнегреческие инженеры Демоклет и Клеоксен еще в 450 году до н.э. изобрели факельный телеграф, буквы в котором обозначались разным числом и местоположением зажженного факела. Читайте также: Названы самые востребованные профессии после эпидемии коронавируса