Алексей Тимченко: «ГЧП интересно и бизнесу, и власти в Приморье»
В феврале Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало сводный рейтинг российских регионов по уровню развития ГЧП – Государственно-частного партнерства. Приморский край оказался в пятом десятке списка и по сравнению с большинством других регионов Дальневосточного федерального округа занял «среднюю» позицию. О том, насколько бизнесу Приморского края и Дальнего Востока интересны подобные форматы работы и каковы перспективы государственно-частного партнерства корреспондент ИА «DEITA.RU» побеседовал с Председателем Приморского регионального отделения «Деловой России», общественным уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свободном порту Владивосток, Территориях опережающего развития и иных особых экономических зонах Алексеем Тимченко. «В целом рейтинг российских регионов по уровню развития ГЧП формируется на основе целой системы оценки, которая позволяет получить более-менее универсальные принципы оценки ситуации, поскольку объективные условия и специфика в каждом регионе, естественно, различаются. В качестве ключевых критериев Минэкономразвития выбрало три – опыт реализации проектов ГЧП в Субъекте Федерации, Развитие институциональной среды Субъекта Федерации в сфере ГЧП, а также нормативно-правовое обеспечение в данной области на уровне конкретной территории. Иными словами регионы предоставляли в федеральное министерство сведения о том, какие проекты государственно-частного партнерства уже есть, какие в целом в регионе есть условия для таких форм работы, а также какие законодательные нормы сформированы для регулирования совместной работы бизнеса и власти. По общему итогу Приморский край занял 53 строчку в общефедеральном рейтинге и в масштабах Дальнего Востока также оказался в середине списка. Впереди нас 6 регионов, позади – четыре. В общем и целом можно говорить о том, что нашему региону есть к чему стремиться и что нужно наращивать темпы работы в сфере ГЧП» - отметил лидер «делороссов» региона. В Приморском региональном отделении «Деловой России» отмечают, что сегодня в стране сфера государственно-частного партнерства пока развивается не слишком быстро, и активность в основном связана с крупными агломерациями в западной части страны. Так, и по данным нынешнего рейтинга ГЧП «пионерами» стали Москва, Московская область, Нижегородская и Самарская области. В существующей ситуации, как считают «делороссы», в Приморском крае можно как частично заимствовать опыт других регионов страны и зарубежных экономик, так и формировать собственные «истории» сотрудничества государства и бизнеса в интересах развития территории региона и повышения качества жизни его населения. Как отмечают эксперты ведущего национального бизнес-объединения, общий смысл стратегии ГЧП заключается в использовании ресурсов бизнеса и усилий органов власти для улучшения объектов инфраструктуры общего пользования, решения насущных вопросов пространственного развития крупных агломераций, а также в отдельных случаях касается реконструкции или содержания бюджетных учреждений. Основными сферами, в которых реализуется стратегия ГЧП, являются такие как развитие производственной и транспортной инфраструктуры, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование наукоемких производств и реализации высоких технологий, поддержка системы образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, модернизация здравоохранения и структуры, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ). «В целом на сегодняшний день несколько различается практика применения на практике стратегии ГЧП у нас в стране и за рубежом. Если там в большей степени работают в рамках стратегии привлечения средств бизнеса к крупным проектам, то у нас речь идет в основном об отдельных объектах, которые можно модернизировать. Наибольший опыт за рубежом накоплен в странах Европы, Израиле, США и Японии. Типичные примеры ГЧП там – строительство аэропортов, транспортных и логистических терминалов, морских портов и шлюзов, судоходных каналов, крупных медицинских центров, разработка месторождений полезных ископаемых. В нашей стране на сегодняшний день реализуется свыше 1000 проектов в сфере ГЧП, основными формами являются такие как строительство пунктов весового контроля на крупных автомагистралях, установка технических средств слежения за безопасностью дорожного движения, реконструкция детских садов и школ, котельных, строительство платных автодорог и мостовых сооружений, реконструкция административных и производственных зданий, строительство платных многоярусных паркингов и так далее. При этом механизмы реализации могут быть разными – например, государство и бизнес могут работать на паях, либо разделять сферы ответственности и вложения финансовых средств и иных ресурсов. К примеру, в Новосибирской области, которая в последние годы стабильно входит в десятку лидеров федерального рейтинга, отработали систему ГЧП в сфере строительства детских садов и тому подобных учреждений социального типа. Предполагается три возможных формы взаимодействия государства и бизнеса. Первая – объект строится вскладчину и бизнесом, и за счет бюджета. Вторая – бизнес строит коммерческий детский сад, школу или подобное социальное учреждение за свой счет, а власти потом датируют часть оплаты. Третий вариант – строительство объекта предпринимателем за счет своих ресурсов и его последующий выкуп с рассрочкой на несколько лет властями и передачей в муниципальную или государственную собственность» - отметил Алексей Тимченко. «Делороссы» Приморья считают, что для Приморского края актуален ряд направлений развития ГЧП, которые связаны с теми сферами жизни, где пока в силу тех или иных обстоятельств не хватает бюджетных ресурсов либо где по каким-либо другим причинам государству вкладывать средства нецелесообразно, а бизнесу без поддержки власти – не выгодно.. Так, эксперты регионального отделения ведущей организации российского бизнеса отмечают, что «стандартная» проблематика ГЧП в области ЖКХ и транспортных коммуникаций актуальна и для Приморья, но для того чтобы бизнесу было выгодно вкладывать средства в такие проекты властям необходимо создавать специальные условия. Кроме того, учитывая специфику региона и в особенности развития Владивостока как центра международного сотрудничества России в АТР есть и региональная специфика, которая повышает актуальность такого сотрудничества бизнеса и власти. «В существующих условиях развития Владивостока необходимо уделять активное внимание нескольким сферам, которые ориентированы на развитие городской среды, повышение комфорта проживания и привлечение приезжающих туристов. Это, к примеру, строительство автопарковок в столице региона, а также благоустройство городской среды с целью создания зон отдыха – к примеру, в Парке Минного городка, которые сегодня находится далеко не в лучшем состоянии, но имеет хороший потенциал для того, чтобы с стать крупной зоной отдыха и рекреации как для жителей, так и гостей города – тут открываются перспективы для организации различных форм малого и среднего бизнеса на территории, ориентированных на отдых и развлечения. Еще одна сфера – туризм и развитие объектов туристического показа, прежде всего ГЧП нужно для работы с такими объектами как Владивостокская крепость для того чтобы превратить их в полноценные точки туристического показа и рекреации. Аналогичны и возможности для организации объектов турпоказа на территории края – природных красот и так далее. Бизнесу тут понадобится помощь власти прежде всего в оформлении земли, получении различных заключений и согласований. ГЧП интересно и бизнесу, и власти в Приморье, и реализация таких проектов поможет, в том числе, улучшить и положение нашего региона в общероссийском рейтинге ГЧП» - подчеркнул Тимченко.