Крылатая судьба. Рассматриваем легендарного «Сокола» Алексея Сотникова
Музеи временно закрыты для посещения, но заглянуть в их фонды, познакомиться с важными экспонатами и узнать связанные с ними истории можно онлайн. Сегодня изучаем один из самых интересных экспонатов из коллекции керамики музея-усадьбы «Кусково». Это знаменитый «Сокол» скульптора Алексея Сотникова, ставший визитной карточкой Дулевского фарфорового завода и города, в котором он расположен. Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур». Фарфоровая империя Кузнецовых Фарфоровое производство в Дулеве основал в 1832 году представитель второго поколения фарфоро-фаянсовых королей России Кузнецовых — Терентий Кузнецов. Тогда на Дулевском заводе работало всего 38 человек. Впоследствии он стал крупнейшим среди семи предприятий, принадлежавших к промышленной империи Кузнецовых. Фабрики, объединенные в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», выпускали всевозможные керамические изделия — от небьющихся чашек и мелкой пластики до телеграфных и электрических изоляторов. Ежегодно на них производилось до 75 процентов всего фарфора в стране. Продукцию товарищества, рассчитанную на любой вкус и кошелек, можно было найти на каждой кухне Российской империи. И не только российской — благодаря агрессивной торговой политике его товар практически вытеснил в странах Ближнего Востока конкурентов из признанных центров производства фарфора — Англии, Германии и Франции. Продукция товарищества приближалась к произведениям искусства: среди художников, которые с ним сотрудничали, был, например, Михаил Врубель. Лучшие образцы кузнецовской керамики брали призы за рубежом: золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1889), Гран-при на Всемирной выставке в Льеже (1905). Свидетельством высокой оценки на родине может служить тот факт, что в 1902 году Матвею Кузнецову, внуку Терентия Кузнецова, было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества. Брюссельский триумф «Сокола» В советское время завод в Дулеве (с 1937 года — Ликино-Дулево) национализировали и переименовали в Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда». На Expo 1937 в Париже, где состоялся триумф скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, не остались без наград и дулевцы. Большую золотую медаль завоевал рисунок «Красавица» главного художника завода Петра Леонова, золотую медаль — скульптура «Ягненок» молодого скульптора-формовщика Алексея Сотникова. Творение Сотникова сразу попало в газеты. На вернисаже к нему подобрался какой-то мальчуган, который начал обнимать и целовать ягненка. Мама не сразу смогла оторвать малыша от экспоната, и кто-то из фотографов успел сделать снимок, ушедший в печать. Возможно, эпизод сыграл свою роль в том, что «Ягненка» отметили наградой, а товарищи потом говорили Сотникову: «Ты должен гордиться, Алексей, что советскую скульптуру за границей целуют». Событием для всей планеты стала Expo 1958 в Брюсселе. Первая Всемирная выставка после Второй мировой войны, собравшая четыре десятка стран-участниц, явилась символом возвращения к мирной жизни. Акцент делался на достижениях научно-технического прогресса, но не было забыто и искусство: свои работы представили Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Эдвард Хоппер и другие художники. За полгода Expo 1958 посетили более 41,4 миллиона человек, из которых около 30 миллионов побывали в павильоне СССР. Его главными экспонатами были модели первого искусственного спутника Земли и первого в мире атомохода «Ленин», а также самый крупный в мире серийный самолет Ту-114. В секции искусства была представлена большая коллекция советской керамики. Один только Дулевский завод отправил в Брюссель целый вагон со своими образцами. И вновь в числе триумфаторов оказался Алексей Сотников. Две его скульптуры, «Сокол» и «Курица», получили высшую награду — Гран-при. Фарфоровую несушку Сотников создал еще в конце 1930-х, а фигура пернатого хищника была новой работой. Вот как историю возникновения этого образа, волновавшего его долгие годы, вспоминал сам мастер: «Как-то был я в командировке на Гжельском заводе, жил в доме приезжих. На чердаке этого дома ребята нашли подраненного сокола и принесли в нашу комнату. Птица сторонилась людей, прижималась к стенке, но всегда принимала гордые позы. Я зарисовал сокола с разных ракурсов и сделал небольшой эскиз». С 1962 года силуэт «Сокола» стал официальным клеймом Дулевского фарфорового завода. Изображение хищной птицы попало на герб и флаг Ликино-Дулева, и даже местная футбольная команда и стадион носят ее имя. Ученик Татлина и друг птиц Имя заслуженного художника РСФСР Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989) теперь стоит в ряду самых значительных керамистов XX столетия. Родился он в кубанской станице под Армавиром. После окончания трех классов начальной школы, куда его отдали неграмотные родители, недолго работал маляром. В 21 год поступил в Краснодарский художественно-педагогический техникум. Через три года, в 1928-м, отправился покорять Москву и оказался на керамическом факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). Во ВХУТЕИНе его учителем был один из лидеров авангарда, родоначальник конструктивизма Владимир Татлин, который преподавал проектирование предметов нового советского быта, включая посуду. Со временем Сотников вошел в число соратников своего учителя по созданию птицекрылого летательного аппарата «Летатлин», который они несколько лет конструировали в мастерской, располагавшейся в колокольне закрытого Новодевичьего монастыря. Авангардный орнитоптер не был предназначен для полета — это было художественное высказывание, «вещь-идея». Единственный сохранившийся экземпляр «Летатлина» находится в Третьяковской галерее. Вся творческая жизнь Сотникова связана с Дулевским заводом, на который он попал в конце 1920-х на практику и где с 1934-го стал штатным скульптором. Единственный перерыв случился в годы Великой Отечественной войны. Вскоре после триумфа в Брюсселе Сотников был призван на фронт. С октября 1941 по сентябрь 1942 года служил в 95-м стрелковом полку в звании военного художника, а позже вплоть до конца войны работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Будучи фарфористом, Сотников проявил себя и в жанровой скульптуре, и как создатель посудных форм, но одним из любимейших его направлений была анималистика. Особую роль среди его работ занимали птицы — возможно, сказались размышления о природе птичьего полета за время работы над «Летатлиным». Он воспевал в фарфоре ласточек и чаек, грачей и голубей, гусей и бакланов. Совершенные существа — так Сотников называл птиц.