Геймификация – деградация? - Игровые технологии в обучении при неумелом подходе способны только на вред
Нельзя сказать, что это – нечто совершенно новое в воспитании и образовании. Игра, как способ получения необходимых в жизни умений и навыков, сопровождает этапы взросления не только каждого человека, но и любого представителя животного мира. В дикой природе именно с игры начинается путь будущего охотника, или того, кто должен по жизни от этого охотника убегать и прятаться. На ранних этапах развития любой ребенок, основываясь на врожденном любопытстве (поисковое поведение) и стремлении к подражанию, выстраивает индивидуальные и групповые игровые конструкции, и с их помощью формирует свой интеллектуальный, социальный, поведенческий багаж, или как сейчас принято говорить, «бэкграунд». Но значит ли это, что игра должна сопровождать человеческого детеныша и тогда, когда ему уже необходимо принимать серьезные решения, подразумевающие полную ответственность за свои действия и за последствия этих действий? В современном обществе все больше и больше внимания уделяется игровым технологиям. Как грибы после дождя растут курсы «личностного роста», ниоткуда возникают «коучи», утверждающие, что могут сделать из ЛЮБОГО человека хозяина жизни и признанного лидера. На самых разных предприятиях внедряются самые разнообразные формы «геймификации»: от деловых игр до «тимбилдингов». Все это – технологий. И они, к большому сожалению, часто служат не развитию личности, а её разрушению - попаданию в болезненную зависимость от самопровозглашенных «гуру», единственная цель которых – максимальное облегчение кошельков своих адептов. Связанные с такими «играми» трагедии множатся в нашем обществе с каждым днем, если не сказать, с каждым часом. И нет ли в этом положении дел частичной вины чрезмерного и не всегда продуманного увлечения российского образования игровыми педагогическими технологиями? Безусловно, игра помогает на ранних стадиях обучения более комфортному вхождению ребенка в процесс познания мира, получения знаний, усвоения определенных социальных установок. Она делает обучение более занимательным, менее рутинным, формирует позитивный отклик детского сознания на усилия педагога по донесению до него новой информации. Но, согласитесь, когда ребенок погружается в игру слишком глубоко, он утрачивает связь с реальностью, теряет способность адекватно оценивать свои и чужие действия и последствия этих действий. Это может перерасти в асоциальное мировосприятие, развить в ребенке склонность к девиантному поведению, разрушить его способность выстраивать межличностные и общественные связи в реальной жизни. Это тем более вероятно, что в жизни наших детей прочно закрепился такой серьезный фактор, как виртуальная реальность. Игромания стала уже устойчивым явлением в жизни современного общества. И это явление, в том числе, опирается на повсеместное распространение «геймификации», как стимулятора учебных процессов, бизнес-процессов, общественных и политических процессов. Да-да, политика тоже не избежала впадения в игровую «прелесть». Достаточно вспомнить президента-массовика Барака Обаму, или превратившиеся в шоу встречи с избирателями кандидатов в президенты США, где «шоу» намного больше, чем, собственно, политики. А «танцующая» перед телекамерами британская премьер-министр Тереза Мэй? Что заставило эту, напрочь лишенную не то что способностей к хореографии, а даже намека на такие способности, пожилую даму, выставлять себя в малопривлекательном свете, в попытке изобразить нечто, по её представлениям, похожее на танец, перед глазами миллионов телезрителей? Та самая геймификация политического пространства! И ладно, если бы это было только глупо! Это еще и деструктивно с точки зрения профессиональной состоятельности. Ни для кого не секрет, как бесславно закончилась политическая карьера бабули… Хорошо ли, плохо ли, но в родном отечестве политики до такого еще «не доросли». Хотя, нужно признать, некоторые очень стараются догнать своих западных коллег. Но вернемся к образованию. В числе отрицательных свойств геймификации отрасли называют такие последствия, как искаженное представление детей о реальной жизни, затраты большого количества времени на решение виртуальных проблем и подготовку таких решений, превращение игры, как инструмента - в игру, как цель (игра ради игры), подведение учащихся к ситуации, когда они об игре знают больше, чем о предмете, для усвоения которого игра и затевалась. И это далеко не все потенциальные последствия. Здесь же можно упомянуть и социальную инфантилизацию, и упомянутую выше утрату адекватного представления об ответственности за результаты своей деятельности, отсутствие понимания связи между человеком и окружающим живым миром, утрату базовых навыков взаимодействия с природой и людьми, использование имитационных форм выполнения задач, как основы своей дальнейшей профессиональной и общественной деятельности. Нужно сказать, что по части имитации активной деятельности мы очень часто видим массу достаточно показательных примеров: это и фотоотчеты с применением «фотошопа» на сайтах органов власти, о якобы проделанных работах, и различные показательные мероприятия по ничтожным, а то и попросту надуманным поводам, и заявления об успехах, которых нет в помине, и так далее. Что же получается? Нужно исключить игру, как педагогическую технологию из процесса обучения и воспитания? Ни в коем случае! Просто необходимо четко обозначить цели, ради которых строится вся система образования. А то ведь получается, что сегодня «во главе угла» педагогических усилий стоит соблюдение требований стандарта да определенный «сверху» алгоритм действий учителя. Ах, да! Еще – выполнение указов Президента! Вот и на недавней встрече с Президентом России, Министр Просвещения Сергей Сергеевич Кравцов бодро отчитался о том, как успешно выполняются Указы Президента 2012-го и 2018-го годов! Вне всякого сомнения, Указы Президента нужно выполнять. Но если министр видит свою задачу только в выполнении президентских Указов, тогда нас всех ждет весьма неутешительный итог его деятельности. А ведь понятие «просвещение» несет в себе огромное количество смыслов и подразумевает широчайшую многоаспектность деятельности. Это не просто издание многостраничных директив на все вероятные и невероятные случаи. В первую очередь, необходимо отдавать себе отчет в том, что же Министерство просвещения видит главным приоритетом в своей деятельности? Формирование развитой, самостоятельной, свободной, социально ответственной личности, или создание функционального придатка к производственному конвейеру, либо к служебному компьютеру? Только честно ответив на этот вопрос, Министр просвещения (и не только, просвещения) сможет выстроить состоятельную вертикаль управления образованием с четкими целями и задачами. Тогда и формы геймификации получат свои ясные очертания и ожидаемые результаты. В трудах выдающегося российского ученого, психолога и педагога, Алексея Николаевича Леонтьева (5(18) февраля 1903 – 21 января 1979) можно найти хрестоматийный пример успешного и эффективного применения геймификации. Еще в 30-х годах ХХ века (когда термина «геймификация» в нашем образовании и не слышали), в одном из авиамодельных кружков (была такая форма кружковой деятельности – авиамоделирование), педагоги столкнулись с проблемой: дети, которые с энтузиазмом строили модели самолетов, тем не менее, с большой неохотой принимали участие в занятиях по теории полета. Тогда в работу кружка внесли игровой, даже состязательно-игровой элемент. Ребятам поставили задачу: каждый из них должен был создать модель, которая за определенное время преодолела бы максимальное расстояние. Разумеется, занятия по теории полета сразу же оказались востребованы. А как без знаний в области аэродинамики, физических законов, факторов, влияющих на скорость и скороподъемность, создашь быструю модель? Против такой «геймификации» возразить что-либо, пожалуй, трудно. Правда, пример, в нашем случае, не слишком актуальный. Авиамоделирование в Российской Федерации благополучно угроблено, несмотря на декларации о необходимости совершенствования технического и технологического образования и воспитания. Немного найдется желающих заниматься авиамоделированием, когда есть такой перечень правил: Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138; Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства; Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 ; Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6. И это – далеко не все требования! Вот, кстати, и неплохой тест для нового Министра просвещения! Сможет ли Сергей Сергеевич преодолеть бюрократические «рогатки» и возродить авиамоделирование в дополнительном образовании детей в современной России? Пусть не в таких масштабах, как в 30-е годы ХХ века в СССР, но хотя бы «разморозить» этот вид детского технического творчества! Тогда и пригодится «геймификация»!