Депутаты на удаленке. Как самарские политики живут в Сети в условиях карантина
КПРФ В силу того, что даже легальной оппозиции эфира и печатных площадей достается меньше, чем остальным партиям, коммунисты давно и успешно осваивают социальные сети. Лидер фракции КПРФ Алексей Лескин (46 лет) предпочел в качестве средства связи использовать «ВКонтакте». Профиль ведется регулярно, депутат отчитывается о встречах, пишет свое мнение о мероприятиях и даже высказывает несогласие с трактовками его слов в СМИ и протоколах с заседаний думы. Видеообращения тоже есть. Просмотров достаточно, примерно по 1500, но комментариев под постами практически нет. VK.Widgets.Post("vk_post_33755789_542", 33755789, 542, 'Fa95x55TaBfbezR9e7et1_ROpw'); Геннадий Говорков (53 года) тоже общается во «ВКонтакте». Правда, депутат по большей части ограничивается поздравлениями и репостами. Однако периодически острые темы по поводу «Автоваза» и социальной ответственности власти и бизнеса поднимаются и вызывают интерес у подписчиков. В стане коммунистов есть две звезды, владеющие современными средствами коммуникации на отлично, – Алексей Краснов и Михаил Матвеев. Алексей Краснов из Тольятти – молодой амбициозный политик (41 год). Уже год фамилия Краснова, журналиста по образованию, неизменно связана с защитой прав жителей Самарской области в делах о пересмотре тарифов и нормативов по вывозу ТКО. Вторая тема, которую он постоянно поднимает, – защита трудовых прав. Свой профиль во «ВКонтакте» ведет в ироничной манере, что отражено даже в статусе: «Аккаунт – плод воображения и результат вдохновения группы авторов. Создан в честь депутата Самарской губернской думы Алексея Краснова». Стиль общения ироничный, но создается впечатление личного присутствия автора. Даже записи песен в собственном исполнении есть, очень романтичные. Профиль Краснова в «Фейсбуке» серьезнее, стиль более сдержанный. Оба канала ведутся с учетом интересов целевой аудитории, но при этом живые, вызывают доверие, выражают точку зрения автора. И хотя непосредственно под постами комментариев мало, зато обращений в почту более чем достаточно. VK.Widgets.Post("vk_post_18896156_2799", 18896156, 2799, 'RHcddrzaqHIQLO-E3Z92P7w3cA'); Михаил Матвеев много лет является ньюсмейкером для местных и не только СМИ. Депутату и политику 51 год, он доктор исторических наук, преподает в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Имеет богатый опыт в журналистике и рекламе, в 90-х годах издавал собственную газету и основал несколько рекламных агентств. Матвеев полноценно использует все соцсети. Основная площадка – Twitter, где он публикует иногда просто инсайдерскую информацию и куда идет основной поток жалоб от избирателей. «Фейсбук», «Инстаграм», «Одноклассники», «ВКонтакте», «ЖивойЖурнал», YouTube и даже собственный сайт – плотно задействовано все. И везде – масса комментариев, вопросов и перепостов. Депутат регулярно, как правило, по вечерам, проводит прямые эфиры, в ходе которых можно задавать любые вопросы. Повестка – актуальные темы либо обращения граждан. Стиль – легкий, с каплей самоиронии. Это скорее полноценная площадка блогера, чем официальные профили народного избранника. Язык живой, темы – от домашних хлопот до исторических лекций, политика, экономика. Матвеев умеет дискутировать, давать меткие комментарии, отвечать на острые и иногда нетактичные вопросы с достоинством. Фонд социальных исследований как-то назвал его самым узнаваемым и популярным политиком Самары. В принципе, одним из подтверждений такой славы являются два канала в «Телеграме», которые велись якобы от его имени – «Переулок Матвеева» и «Матвеев анонимус». На входе в облсуд охранник со словами "Приказ председателя суда" направил на мой лоб электронный "пистолет"- термометр.-36.1-Что так мало?-Так показывает.Где б такую штуку достать? :) — Михаил Матвеев (@tweet_matveev) March 18, 2020 В конечном счете настоящий Матвеев завел собственную «телегу» – «Матвеев коммент», мотивировав это тем, что лучше он сам напишет, чем кто-то от его имени врать станет. Причем за несколько месяцев одного конкурента по числу подписчиков уже обогнал. «Справедливая Россия» Партию в губернской думе представляет единственный депутат Михаил Маряхин, ему 43 года. В последнее время в нагрузку к депутатским обязанностям он взялся заниматься GR на «Тольяттиазот». Там сложилась неоднозначная ситуация, собственники – за границей, к ним много вопросов у правоохранительных органов. На самом предприятии идет перманентная борьба между различными управленческими группировками, что не может не выплескиваться в политическую плоскость. Маряхин присутствует в основных соцсетях – «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте». Изложение информации в постах строго в рамках позиции партии и на темы сугубо официальные. Хотя в комментариях подписчики не стесняются задавать острые вопросы, ответов на них не получают. VK.Widgets.Post("vk_post_10631359_75", 10631359, 75, 'QEWPt2wQAk627sl2gigtSgPscw'); «Твиттер» в принципе заброшен. Но это не удивительно, так как данная площадка предполагает мгновенную реакцию и ответы в режиме реального времени. Маряхин предпочитает не выходить за рамки. Единственное, что разбавляет официоз, – поздравления с традиционными праздниками. ЛДПР Александр Степанов, лидер фракции ЛДПР (36 лет). В качестве площадок для общения выбрал для себя «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте». Посты менее официальные, чем у Маряхина, но не такие раскованные, как у Матвеева. Комментарии и дискуссии присутствуют, но Степанов отвечает очень редко. Повестка – актуальные областные темы и линия партии, а также общение с избирателями, отчет по жалобам и баталии со средствами массовой информации. Последняя победа – добился от местной телекомпании эфира не в ночное время, а в вечерний прайм-тайм. Есть немного личного – хобби, фотографии красивых природных объектов. Ведет собственный сайт. VK.Widgets.Post("vk_post_7469732_2892", 7469732, 2892, 'm6P-OPnm4oyt5UL3tYeTRMIKPg'); Петр Карайман, которому в этому году исполняется 61 год, активно общается с избирателями в «Твиттере». Причем не стесняется высказывать собственное мнение по многим вопросам, не в рамках партии, а личное. Является инициатором дискуссий. В «Одноклассниках» размещает информацию и репосты статей и новостей со СМИ, не только политику, но и лайфхаки. За профилем виден человек, так что общение с избирателями идет. Тут некоторые вопили,что я пиарился на парке, оказалось что они сами решили попиариться! Лучше выделите деньги на благоустройство парка, и жители района Питер,особенно бабушки,семьи с маленькими детьми будут очень вам признательны! Будет где погулять!Где же Вы депутат Адамов? Ау? https://t.co/tm6zQ2GggI — карайман петр (@tantalpi) March 25, 2020 Самый молодой депутат от ЛДПР – Екатерина Колязина, ей 30 лет. Предпочитает не смешивать личное и общественное, поэтому по работе в соцсетях не замечена. «Единая Россия» Партийный блок в самарской губернской думе представлен 41 депутатом. Из этого списка уместно исключить известные и без депутатского мандата личности – известного музыканта и исполнителя Сергея Войтенко и директора ВГТРК (Самара) Елену Крылову, которые воспринимаются скорее не как политики, а как медиаперсоны. Старая гвардия, такие как Геннадий Котельников, Габибулла Хасаев, Александр Колычев, Александр Нефедов, Екатерина Кузьмичева и другие, которые прошли огонь, воду и медные трубы и получили управленческий и политический опыт еще в советское время, социальными сетями не пользуются, предпочитая другие каналы общения. Представители бизнеса, например Владимир Кошелев (АО «Кошелев», крупный девелопер) или Виталий Коротких («Газпром межрегионгаз Самара»), в соцсетях присутствуют активно, но в разрезе бизнеса, а не политики, с прицелом на формирование собственного делового имиджа. Некоторые предпочитают пользоваться для формирования имиджа политика услугами блогеров. Яркий пример – Денис Волков. Такая позиция, возможно, является попыткой придать себе политический вес, но здесь крайне важно выбрать правильного исполнителя, поскольку репутация блогера станет ассоциироваться с самим депутатом. Но есть в «Единой России» и политики, стремящиеся лично выстраивать отношения с избирателями в интернет-пространстве. Наиболее активным из них является Александр Живайкин (49 лет). Политик со стажем. Он ведет блог на всех популярных платформах – «Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «ВКонтакте». Старается придерживаться неофициального стиля, говорить лично от себя, на темы, которые интересны избирателям. Добавляет и личные моменты – воспоминания, любимые книги, музыку. То есть выступает не только как общественный деятель, но и как человек. В «Фейсбуке» и «ВКонтакте» отзывы на посты есть, но нет ответов от самого Живайкина. «Твиттер» существует, скорее, для галочки. VK.Widgets.Post("vk_post_474836691_715", 474836691, 715, 'QjRdOndXVW55h8V3_Kd4gkafLQ'); Не менее ярко проявляет себя и Александр Милеев – герой триатлона IronMan. Ему тоже 49 лет. Использует только одну платформу – «Твиттер». Там успевает не только пообщаться с избирателями, отвечая на просьбы и обращения, но и поругаться с главами районных администраций, которые не стесняются его потроллить. Например, когда Милеев написал, что взял «на карандаш» установку поручней у подъезда одного из домов на подведомственной территории, Игорь Рудаков, глава района, едко заметил, что с возможностями Милеева можно смело брать не на карандаш, а на «золотое перо», и предложил подкинуть финансов, так как в бюджете денег нет. Перепалка вызвала восторг у подписчиков, которые резюмировали: «Дерзко, но справедливо». Кстати, Милеев не стесняется выкладывать фотографии личного характера – например, с веником около бани. На комментарии отвечает, даже на неприятные. Что очень похвально. Уважаемый, Александр Владиленович, учитывая ваши безграничные возможности, такие вопросы вам нужно брать не на "карандаш" , а на "ручку с золотым пером"... Готов поучаствовать в плане технического задания и проекта! Не сомневаюсь, что вы профинансируете эти работы!) — Игорь Рудаков (@Rudakov_i_a) February 15, 2020 Не отстает от коллег и Виктор Воропаев, которому исполнится в этом году 66 лет. Его можно найти в «Инстаграме», «Твиттере», «ВКонтакте». Стиль сдержанный, новости по большей части партийные: участие в общественных мероприятиях, общение с избирателями. Но личное мнение по некоторым вопросам он все же высказывает. Есть у депутата и своя аудитория, которая немного, но комментирует. VK.Widgets.Post("vk_post_570215254_126", 570215254, 126, '9TATq8RL0fSMkXksmRhXS76joA'); Реал-тайм в соцсетях: могут и побить Если подводить итоги, то в целом официальные оппозиционные партии используют социальные сети значительно чаще и в большем объеме, чем партия власти. Что касается выбора платформ, то чаще выбирают «Фейсбук» и «ВКонтакте». Сети различаются по аудитории, но формат удобен для подачи новостей. «Инстаграм» только входит в моду. Вести аккаунт в нем гораздо сложнее, поскольку контент все-таки визуальный, а красивую картинку сделать без привлечения профессионала или освоения специальных навыков крайне сложно. В «Твиттер» решаются идти одиночки. Твиттеряне, по крайней мере самарцы, могут довести любую городскую новость до федерального министра, а того, кто, по их мнению, виноват, – до белого каления. К тому же формат платформы предполагает мгновенный отклик как на местные события, так и на федеральную/мировую повестку, что не всем удобно. «Телеграм» как пространство сугубо оппозиционное, многие просто бояться использовать. Да и аудитория там еще менее лояльна, чем в «Твитере». YouTube в принципе «терра инкогнита», тем более что для хорошей съемки нужна камера и, желательно, студия. По мнению Сергея Беседина, эксперта по коммуникативному управлению, соцсети – хороший инструмент для формирования имиджа, но им надо уметь пользоваться. По его словам, в сегодняшних реалиях социальные сети и интернет становятся иногда единственным каналом коммуникации, а те, кто их избегает, впоследствии окажутся в роли отстающих. Правда, пользоваться соцсетями политикам нужно крайне осторожно, отмечает эксперт: интернет все помнит, и одна ошибка может стоить дорого. «К тому же политикам надо быть готовыми к реал-тайму, умению держать удар. А то и побить могут. Морально конечно. Политик обязан в корректной форме отстоять свою позицию. И это самое сложное. В то же время отдавать соцсети в ведение пресс-секретарей или стороннего подрядчика стоит с особой осторожностью. Ими должен заниматься человек, который сможет попасть в стиль общения работодателя и брать на себя ответственность и смелость давать нужные советы. Таких профи по пальцам пересчитать можно. Поэтому пока ньюсмейкеров у нас раз-два и обчелся», – комментирует эксперт. Что касается возраста или партийной принадлежности, то, по мнению эксперта, более важна эрудированность, умение найти интересную тему и личный взгляд на ситуацию. «Оппозиционные партии имеют фору, так как они давно в виртуальном пространстве. У них это зачастую единственный канал для донесения своей позиции до общественности. И самарская оппозиция еще не самая агрессивная», – считает Сергей Беседин. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин