Чтение должно быть «заразой» покруче коронавируса
«Прошедший в середине месяца в Иркутске книжный фестиваль «Книгамарт» стал последним массовым мероприятием в городе», — грустно шутят организаторы. При этом признают фестиваль удавшимся — за три дня его посетило 5 тысяч человек, купивших 2,5 тысячи различных книг. Конечно, подобные мероприятия было бы неправильно оценивать лишь с точки зрения каких-то цифр или коммерческой составляющей. Корреспондент «АН» попытался выяснить у гостей и участников «Книгамарта», почему он проводится именно в Иркутске и какую задачу в себе несет.Регионы за Уралом с точки зрения производителя любых видов продукции сродни потребительской пустыне. Здесь на огромной территории живут считанные проценты от населения страны. Однако в сфере производства культурной продукции совсем другие законы.Почему Иркутск?Лариса Сулейманова, директор Иркутской областной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского, на базе которой проходил фестиваль, обозначает любопытный парадокс: «Почему здесь, в географической точке, где проживают считанные проценты от населения страны и от основной читательской аудитории современных писателей, не закрываются, а открываются книжные магазины? Не исчезают, а появляются книжные фестивали? И у всех у них есть аудитория, которая приходит и в будни, и в выходные. Может, потому, что для нас, организаторов книжных событий и для писателей, искусствоведов, реставраторов, книговедов, коллекционеров, которые к нам едут, есть разница между сухим понятием «население» и людьми?» — предлагает она тезисы для размышления.По словам программного директора фестиваля Алексея Петрова, современные авторы охотно приезжают в Иркутск по многим причинам: «Во-первых, из-за более отзывчивой читательской аудитории. Иркутский читатель интеллигентен, но не слишком искушен в общении с трендовыми авторами. Во-вторых, наш город сам по себе своеобразный центр притяжения для состоявшихся писателей — у нас есть собственная книготорговая сеть, чего не существует в других регионах, мы регулярно входим в различные ТОП «самых читающих» городов и регионов страны. По этим показателям мы опережаем другие крупные города страны».Писатель Шамиль Идиатуллин, в свою очередь, призывает не пытаться найти «подход» к книжным фестивалям с точки зрения маркетинга или коммерции: «Подобные события живут по другим законам, следуют иной логике. Они всегда долго готовятся, прилагаются усилия различных сторон, чтобы привлечь внимание, и результат, казалось бы, не всегда очевиден. Однако каждый фестиваль — это в первую очередь радость для читателей. Само по себе чтение сегодня стало практикой не очень частой, местами исчезающей. Поэтому главная задача организаторов и участников фестиваля распространять моду на чтение, провоцировать ее, сделать чтение более заразным, чем коронавирус, чтобы каждый хотя бы задумался, какую книгу и когда он в последний раз читал».Автор комментариев к русскому изданию «Бравого солдата Швейка» Сергей Солоух также считает, что продажи книжных тиражей зависят не от фестивалей: «У подобных мероприятий иная роль: люди просто хотят отвлечься, подумать, пообщаться с другими людьми, которые могут заронить в голову интересные мысли. Иркутск в этом плане абсолютно поразительное место. Принимать дважды в год большие книжные фестивали способны не так много городов, во всяком случае в этой роли я не представляю свой родной Кемерово. Иркутск особый город, со своей атмосферой, которой не ощущается на фестивалях в более крупном Новосибирске».«В регионах жизненно необходимо проводить такие мероприятия. Россия чем дальше, тем больше становится государством, где все лучшее стекается лишь в столицу. Противостоять этому можно лишь созданием культурных объектов и культурных движений на местах, — добавляет Шамиль Идиатуллин. — Иначе какой смысл говорить о единстве страны, в том числе культурном, если все сосредотачивается в одном месте? Пример Иркутска доказывает, что проведение книжных фестивалей лучшим образом отражается на культурном развитии города. Как эксперт целого ряда литературных конкурсов, могу сказать, что в последнее время все больше хороших текстов новых авторов приходит именно отсюда».В чем роль литературы?Чтение перестало быть массовым, в чем-то престижным занятием — это факт и новая реальность. Какую «нишу» в этих обстоятельствах и какую роль играет литература и современные писатели? Участники «Книгамарта» отмечают, что по большому счету предназначение не изменилось.«Да, в советское время нас учили, что литература воспитывает, учит, что она должна быть полезной. В какой-то степени это так, но ее настоящее предназначение не меняется на протяжении веков, — рассуждает писатель, заместитель главного редактора журнала «Нева» Александр Мелихов. — В свое время мне пришлось заниматься помощью людям, пытавшимся совершить самоубийство. Я обнаружил, что именно в такой социальной среде литература как никто другой и лечит, и защищает нас от ужаса, скуки и мерзостей реалий».Сергей Солоух развивает этот тезис в несколько иной плоскости: «Представьте, что выступает известный спортсмен-гимнаст или талантливый музыкант. Вам и в голову не приходит раскладывать это выступление по полочкам, каким-то «техническим» составляющим, вы просто сидите и заворожено смотрите, думаете о чем-то хорошем. Литература в этом смысле мало чем отличается от спорта или музыки. Если писателю удается выполнить некий «фокус» и заворожить читателя, то он определенно преуспел в своей профессии».На другую составляющую литературы предлагает обратить внимание Шамиль Идиатуллин: «В обычной жизни мы не замечаем перемен: как стареем, как растут дети, как постепенно меняется вокруг политическая реальность. Задача литературы — замечать, систематизировать эти изменения. Она необязательно должна читателю давать ответы, выводы он и сам может сделать, главное уметь подать информацию».В свою очередь Алексей Петров предлагает не забывать, что чтение, пристрастие к хорошей литературе должно оставаться хорошей традицией, передаваемой из поколения в поколение: «Меня научили родители, я учу своих детей. Таких людей много, что бы ни говорили о том, что чтение сегодня не в моде. И молодежь сегодня ходит в библиотеки и книжные магазины, и традиции домашних библиотек сохраняются. Говорить о том, что классическое «бумажное» чтение уходит в прошлое, несколько преждевременно».