Каким макаром соседа звать. История забавных прозвищ
Забавные прозвища в старину носили жители Московской области. Название обитателей одного района даже стало публицистической метафорой и ушло в народ. В «Истории одного города» (1870) Салтыкова-Щедрина описывается вымышленный народ «головотяпы». Прозвали их так за «привычку «тяпать» головами обо все . Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают». Слово стало нарицательным для обозначения бестолкового человека, его любил использовать в статьях и речах Владимир Ленин. С легкой руки Ильфа и Петрова («Золотой теленок», 1930) в моду вошло словосочетание «головотяпство со взломом». Слово «головотяп» не выдумано Щедриным: он взял его из книг «Сказания русского народа» Ивана Сахарова (1849) и «Пословицы русского народа» (1862) Владимира Даля. Так называли обитателей Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне — подмосковный город Егорьевск). Происхождение его не объясняется, но у Даля приводятся два других прозвища жителей уезда — «коновалы» и «рудометы» («метать руду» — совершать в лечебных целях кровопускание). Возможно, все три прозвища намекают на то, что егорьевцы занимались лечением скота, его убоем и разделкой туш: в том числе «тяпали», то есть отрубали, головы животным. То есть изначально слово «головотяп» могло не иметь никакого обидного смысла. Какие еще названия были у жителей нынешней Московской области? Башмачники — население современного Талдомского городского округа, где исстари был развит кустарный обувной промысел. Гусляки — жители обширной местности Гуслицы на востоке Подмосковья, ныне относящейся к Егорьевску и южной части Орехово-Зуевского районов. Гуслицы были центром подмосковного старообрядчества. Местные жители промышляли созданием рукописных певческих книг, а еще — разбоем, фабрикацией фальшивых денег и документов. «Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» (1863 год) гласило, что «в названии «гусляк»… все понимают человека без чести и совести». Огуречники (тепличники) — жители нынешнего Клинского района. После того как через их земли в 1855 году пролегла первая в России железная дорога, они стали растить зимой овощи в застекленных теплицах, отапливаемых печами, и сбывать в Москву и Петербург. Лягушечники — жители современного Дмитровского района, где много болот. Макары — жители села Дединово в городском округе Луховицы (до революции относилось к Рязанской губернии). По легенде, Петр Первый спросил у местного крестьянина, как его зовут. Мужик ответил: «Макар», и получил рубль. Односельчане решили, что царю нравится это имя, и все стали представляться ему Макарами в надежде, что их тоже одарят. Чернонебые — такое прозвище жителей Коломенского уезда приводит Даль в «Пословицах русского народа» (1862), не объясняя его происхождения. Доктор филологических наук Анатолий Журавлев полагает, что это значит «живущие в избах с закопченными потолками». На обитателей «курных изб», где печь была без трубы, к середине XIX века смотрели свысока: зажиточные крестьяне уже строили к тому времени избы с дымоходами. Шувалики — обитатели Вышегородской области Верейского уезда (ныне Веселевское и Волченковское поселения Наро-Фоминского района). В 1751 году эти земли были пожалованы графу Александру Шувалову (1710–1771). На протяжении веков «шувалики» профессионально занимались нищенством, прикидывались погорельцами: опаливали оглобли саней, на которых приезжали в Москву, и уши лошадей. Искусство клянчить передавалось от родителей к детям, девушку, стеснявшуюся побираться, не брали замуж. Ругательство «шувалик» в значении «бродяга-проходимец» получило известность за пределами Московской губернии. Публицист Владимир Слепцов, отправившись в 1862 году в поход по России, услышал во владимирском селе Ундол при попытке устроиться на ночлег: «Шувалик ты есть». Читайте также: Достижения российских регионов представят на выставке в Москве