Театры устраивают для зрителей диванные дни

Во вторник, 24 марта, первым после инаугурации органным концертом открыл серию своих онлайн-программ любимый горожанами зал «Зарядье». Он присоединился к другим учреждениям культуры, освоившим вещание и показы в Сети. Вся мировая культура сейчас переходит в онлайн-режим: музеи, библиотеки, выставки, концерты и фестивали теперь стоит искать онлайн. «Вечерня Москва» выяснила, куда податься любителям культуры в период пандемии. Во вторник, 24 марта, Большой Театр объявил о том, что выложит в открытый доступ часть спектаклей. Пока Большой закрыт для публики и транслировать текущие постановки онлайн не планируется. Но высокая культура уже уходит в сеть. Современные технологии позволяют сделать все так, чтобы зрители не были лишены общения с прекрасным. Разработку таких программ рекомендовало и Министерство культуры России, их поддерживает и столичный Департамент культуры. Вот и столичная «Новая опера» в «Зеркальном фойе» установила камеры и вышла в интернет-эфир. Вечер русского романса получился интересной и масштабной антологией. Совершенно особая нагрузка в интернет-формате концерта пала на плечи ведущего Михаила Сегельмана. Заведующий литературной частью на время трехчасового марафона превратился в заправского диджея, что успевал и диалог с артистами вести, и, как спортивный комментатор, мгновенно и с юмором реагировать на все непредсказуемости прямого эфира. Еще пока звучала музыка, он общался в чате с аудиторией, а когда сервер предательски зависал и «выкидывал» театр из эфира, извинялся перед солистами, которым из-за этого дважды приходилось исполнять один и тот же романс. Хотелось бы, конечно, чтобы театрам и концертным залам в эти дни в их виртуальной миссии серьезную квалифицированную помощь и постоянную поддержку также добровольно и безвозмездно оказывали все интернет-провайдеры и самые разные сайты, чтобы еще больше не портить настроение и артистам, и зрителям. Надежда, что интернет выдержит такую «вирусную» нагрузку. Как заметил в чате трансляции один из зрителей первого онлайн-концерта «Новой оперы», обращаясь к артистам: «Спасибо вам большое! Мы дома на диване, а вы на нервах!» Иногда в глазах солистов, что заканчивали петь в абсолютной тишине, при поддержке лишь сотрудников театра, находящихся в импровизированном партере, читалась справедливая досада и растерянность. Например, Полина Шамаева призналась, что петь для виртуальной аудитории непривычно: нет той отдачи от зала, какую обычно чувствуешь. — Но мы стараемся включать воображение и делать это не хуже, чем всегда, стараемся доставить радость нашим дорогим слушателям, — подчеркнула певица. Оперные театры обещают выложить в свободный доступ архивные записи постановок. Московская филармония, к примеру, уже раскрыла свои шикарные запасы записей. Ведется работа и над образовательными программами. Так, «Геликон-опера» тоже обещает интернет-показы из своего «Лектория», обширные планы и у многими любимого московского «Стасика». Не отстают от коллег и театры драматические. Театр на Таганке запланировал онлайн-премьеру «Снегурочки» (28 марта). В начале апреля театр организует онлайн-показ спектакля «Le Тартюф. Комедия». «Современник» запустил онлайн-проект «Доктор Чехов» (в 19:00 можете послушать чтение произведений Чехова в соцсетях театра). Не отстает от коллег и МХТ имени Чехова со своим проектом «Наш ответ карантину». Это видеообращения актеров. Ну а на портале культура.рф вы найдете 2,5 тысячи спектаклей советских времен. Там же есть и лекции, и концерты. Желая друг другу здоровья, все артисты надеются, что принудительно виртуальная жизнь театров будет недолгой. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России: — Думаю, для каждого творческого человека любая пауза в активной деятельности — это время, которое точно не пройдет впустую. Быть может, возникнут новые идеи или замыслы. Мы, артисты, как правило, люди бесстрашные. Выходим на сцену и с высокой температурой, и она каким-то необъяснимым образом снижается во время спектакля... Но мы должны думать прежде всего о наших зрителях. Мы не имеем права подвергать их такому высокому риску. И давайте не терять оптимизма! Все наладится. КСТАТИ Лучшие оперные театры мира тоже ушли в сеть, на данный момент абсолютно бесплатно. Самые интересные предложения у нью-йоркской «Метрополитен-опера» и Венской государственной оперы. В ближайшие дни зрителей ждут встречи с Анной Нетребко, Ольгой Перетятько, Максимом Мироновым, Дмитрием Хворостовским и другими звездами в операх Верди, Россини, Пуччини... Расписание ищите на официальных сайтах театров. Читайте также: Почти два миллиона человек посмотрели концерт в поддержку добровольной самоизоляции