Особенности дипломатического сервиса
«Опасно для жизни!» – эта табличка, снятая явно с электрораспределительного щита, стала заграждением для неработающего писсуара в мужском туалете фешенебельного загородного отеля Moscow Country Club. Схожие попавшиеся под руку таблички висели и на остальных писсуарах «пятизвездочного» сортира: не работал ни один. Такую картину застали недавно постояльцы отеля, прикрепив соответствующие фотографии к своим отзывам, оставленным в интернете. Эти фотографии, увы, как нельзя лучше иллюстрируют сегодняшнее положение дел в некогда знаменитом гольф-клубе: вот уже десять лет чиновники ГлавУпДК при МИД России обещают ему кардинальное обновление, но всё руки не доходят… Гольф-клуб в подмосковном Нахабино был открыт в 1994 году, а первых постояльцев его отель принял в 1996-м. К управлению отелем собственник – ФГУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса» (ГлавУпДК) при МИД России – привлек американскую компанию Starwood Hotels & Resort, позднее поглощенную группой компаний Marriott International. К названию «Москоу Кантри Клаб» добавился авторитетный префикс Le Meridien, обозначивший принадлежность этого объекта к одной из самых роскошных гостиничных сетей мира. Так было до 2011 года, и Le Meridien Moscow Country Club полностью оправдывал свой статус. Но на пятнадцатом году существования отеля, когда уже стал заметным естественный износ интерьеров и оборудования, чиновники ГлавУпДК решили взять дело в свои руки. Они отказались продлевать договор с американским отельером и приняли «Кантри Клаб» в прямое управление ведомства, сделав его филиалом ГлавУпДК. Через пару месяцев рабочие с «болгаркой» и перфоратором срезали с фасада главного здания гольф-клуба логотип Le Meridien. Судя по публикациям СМИ тех лет, главным лоббистом отказа от услуг аутсорсингового оператора стал тогда Владимир Пашко – начальник ГлавУпДК, назначенный на должность как раз в 2011-м. Пашко был одним из немногих публичных руководителей этого ведомства, который начал щедро раздавать интервью практически сразу после назначения, и в каждом из таких интервью неизменно рассказывал о планах обновления «Москоу Кантри Клаб». «На ближайшие годы поставлена задача – произвести реновацию загородных гостиничных комплексов: комплекса отдыха «Завидово» и гольф-курорта в Нахабино», – говорил он корреспонденту ИТАР-ТАСС. «Меня вдохновляет предстоящая работа. Честно говоря, нынешнее состояние комплекса «Ле Меридиен Москоу Кантри Клаб» оставляет желать лучшего. Это касается и коттеджей, и отеля, и спортивного центра, и непосредственно гольф-клуба. Безусловно, все надо обновлять. Необходимо вдохнуть новую жизнь в спортивные сооружения, обновить теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки… Что касается коттеджей на территории, – то они тоже устарели в плане внутренних интерьеров. И сейчас мы будем строить 6 новых домов в той же стилистике, но существенно более продуманных», – рассказывал Владимир Пашко в интервью «Московскому комсомольцу». Однако уже тогда в этих откровениях нового начальника ГлавУпДК проскальзывали фразы, которые у специалистов индустрии гостеприимства могли вызвать разве что улыбку. «Я профессиональный строитель, который всегда мечтал стать дипломатом», – честно признался Владимир Иванович в беседе с журналистом «МК», сообщив тем самым, что ни в дипломатии, ни тем более в гостиничном бизнесе он не профессионал. Поэтому не удивительно, что за годы его правления в ГлавУпДК положение дел в «Москоу Кантри Клабе» не улучшилось ни на йоту. Зато Владимир Пашко успел прославиться другими «свершениями», вынудившими его со скандалом покинуть занимаемую должность. Так, в 2015 году он стал одним из главных фигурантов коллективного письма о тотальной коррупции, направленного президенту Путину. Пашко в этом письме назывался «проверенным распильщиком», получающим «откаты в полтора миллиона долларов в год». Как уточняли авторы письма, «при проведении тендеров на капитальное строительство и реконструкцию, закупок оргтехники и расходных материалов, компьютеров, автомобилей, мебели, медицинского и другого оборудования, сотрудники ГлавУпДК, используя административный ресурс, сводят на нет конкуренцию на право выполнения работ и предоставления услуг, продолжается заключение контрактов с подконтрольными себе организациями, или организациями-пустышками, которые потом передают выполнение работ или услуг другим аффилированным структурам, а определенная часть денег достается чиновникам в виде взяток». Сообщалось также, что Пашко и ключевым сотрудникам ГлавУпДК незаконно завышались оклады, что приводило «по самым скромным подсчетам, к незаконному расходованию государственных средств порядка 16,5 млн. рублей в месяц». В этом письме можно без труда увидеть не особо зашифрованный ответ на вопрос: почему американскому оператору не удалось продлить контракт на управление Moscow Country Club? Да потому, вероятно, что к неминуемым затратам на обновление комплекса нужно было приплюсовать огромный «откат». Американцев такие правила игры, понятно, не устроили. Елена Зарицкая, сменившая Пашко на посту начальника ГлавУпДК, пробыла на этой должности совсем недолго, к тому же большую часть времени – в статусе «и.о.». Однако она, надо отдать должное, существенно поддержала спортивную составляющую гольф-клуба. При ней выросла значимость проводившихся здесь соревнований, гольф-поле получило несколько престижных международных премий World Golf Awards – в 2015, 2017 и 2018 годах. И это неудивительно, поскольку Зарицкая переехала в МИД из Сочи, где управляла олимпийскими объектами, вместе с Берни Экклстоуном запускала «Формулу-1» в России. То есть, в рамках своей компетенции Зарицкая отработала неплохо, но отель – номера, коттеджи, рестораны, простите, сортиры – продолжал ветшать. С приходом на должность очередного начальника ГлавУпДК Сергея Макарова директором филиала «Москоу Кантри Клаб» был назначен Юрий Волков. С первых дней он заявил о планах «концептуального усовершенствования работы уникального курортного комплекса». Усовершенствование свелось к тому, что инфраструктуру гольф-клуба начали по частям раздавать арендаторам. Например, рестораны, что, с точки зрения отельера, нонсенс: ведь во всем мире организация общественного питания приносит владельцу отеля не меньше прибыли, чем само размещение гостей (если, конечно, правильно организовать). Но у чиновников из ГлавУпДК, похоже, свои представления о гостиничном бизнесе, и оборачивается это новыми неприятностями. Ресторан «Клюшка», отданный на откуп частной операторской сети, в ночь на 13 марта сгорел дотла, пожар едва не распространился на весь гостиничный комплекс. Причиной стало несоблюдение правил пожарной безопасности: как сообщало агентство ИТАР-ТАСС. Предписание от МЧС на этот счёт в «Москау кантри клаб» получили буквально за две недели до пожара. Те же элементы инфраструктуры, на которых не нашлось арендаторов, постепенно вовсе исчезают. Не стало детского зоопарка, которым раньше славился гольф-отель. Закрыт салон красоты, а из спа-процедурного комплекса остался один массажный кабинет, да и тот работает пару дней в неделю. Нет больше караоке-клуба. Над бассейном во время дождя протекает крыша… В номерах не лежат зубные щетки и бритвенные наборы, надо каждый раз напоминать, чтобы их принесли, гостям больше не приносят «комплименты» в вечернее время, а ведь всё это непременные атрибуты отеля, который позиционирует себя как «5 звёзд»… «Мебель старая, кровати неудобные, сантехника требует замены», - об этом с грустью говорят вернувшиеся из «Москоу Кантри Клаб» туристы, оставляя отзывы на сайтах бронирования и в соцсетях. Видимо, руководителям внешнеполитического ведомства необходимо принимать более системные решения в сложившейся ситуации. Кадровый вопрос в «Москоу кантри клаб» и ГлавУпДК сегодня стал еще более острым, чем прежде. Отель в таком плаченом состоянии неизбежно станет или уже стал убыточным активом на балансе государства. Помимо этого, наносится вред престижу российского МИДа. Ущерб от нынешней деятельности директоров отеля и их начальников в ГлавУпДК – достаточное основание для принятия жестких и комплексных мер по исправлению ситуации. Если этого сделано не будет, то по Интернету продолжат гулять отзывы и фоторепортажи недовольных клиентов, а некогда престижный отель окончательно придет в запустение.