Пиар во время чумы: Как россияне выживут без Киселева и Соловьева
Экономический кризис в России, с которым руководство государства почему-то не может справиться аж шесть лет, заставляет власть «закручивать гайки» в информационном поле. Но складывается ощущение, что самым главным пропагандистам уже давно «сорвало резьбу». Одно из последних расследований оппозиционера Алексея Навального касается передачи «Международная пилорама» на канале НТВ, которую ведет Тигран Кеосаян, а художественным руководителем там работает его жена Маргарита Симоньян. Как утверждает Навальный, на передачу выделяются сотни миллионов рублей в год бюджетных денег, и во многом они оседают в карманах «звездной» пары. Сложно считать чужие доходы, да и неблагодарное это дело. Но ставшим популярным в Сети расследование в очередной раз подняло вопрос, какой низкопробной пищей для умов пытаются кормить наших граждан. Можно констатировать, что российская журналистика практически выродилась. Особенно если говорить про телевидение. На всех центральных телеканалах мы ежедневно и почти круглосуточно видим весьма сомнительные шоу. Они похожи на одну и ту же серию нескончаемого сериала на отвлеченную тему. Взять передачи Владимира Соловьева, Дмитрия Киселева или кого-то еще. Платная массовка, заранее расписанные роли гостей, публичные избиения «украинских экспертов». И всегда один посыл: «Россия встает с колен, спасибо дорогому президенту, который будет править нами вечно». Но это что касается так называемых политических ток-шоу. А есть еще и те, которые можно назвать передачами «за жизнь». На них обычно всё крутится вокруг того, что россияне из провинции вступают в беспорядочные связи, а потом не могут выяснить, кто кому отец и кого считать чьей-то женой. По логике, политические и бытовые телешоу противоречат друг другу по смыслу. Одни рассказывают про успехи России на международной арене и скорой победе нашего образа жизни над «прогнившим Западом», а вторые показывают народ страны как натуральный скот. В некотором роде передача Кеосаяна «Международная пилорама» - это попытка синтезировать одно направление с другим. То есть можно сразу и власть восхвалять, и до пошлых шуточек про пятую точку опуститься. Вообще, задача журналистики в любой стране мира — обсуждать общественные тенденции. И пресса США, европейских государств или Китая выполняет эту функцию. В каждом государстве свои проблемы и своя специфика, но СМИ именно обсуждают то, что по-настоящему интересует людей. Сопоставляются факты, приводятся аргументы, звучат разные точки зрения, идет дискуссия. Увы, это всё теперь не для России. Главная и, пожалуй, единственная задача государственной пропаганды в РФ — создание некоего информационного шума. Чтобы народ просто не задумывался о проблемах в экономике, пенсионной реформе, внутренней политике. Внимание граждан надо просто отвлечь. И ничего не придумано лучше, чем гнать в эфир пошлость. На это работают телеканалы, радио, информагентства и новостные агрегаторы. Любая свежая мысль, неудобный вопрос должны остаться в «гетто». То есть если человек не зашел специально на какой-нибудь сайт и не прочитал, то в общем информационном поле он важной информации не увидит. И только за создание этой виртуальной и далекой от жизни реальности сегодня хорошо платят. Тот же Тигран Кеосаян ранее делал вполне себе приличные и интересные передачи, его многие называли интеллектуалом, а теперь вот зарабатывает совсем иным «искусством». Но главная проблема в том, что показ всяческих пороков становится среди россиян всё менее популярной. Хотя бы потому, что невозможно без конца смотреть одно и то же. Скандалы с «украинскими экспертами», мантры про «встаем с колен» и результаты чужих тестов ДНК на отцовство. Примечательно, что многие люди о программе Кеосаяна узнали именно после Навального. Сам он признался, что ранее не видел передачи, пока ему не указали на нее. Уральская правозащитница Евгения Чудновец, которая создала петицию за отмену программы, тоже признала, что не знала о ней до этого. Действительно, многие люди не смотрят телевизор. И таких с каждым годом становится всё больше. Зато видеоблоги набирают популярность. И что смотрят люди в интернете? Оказывается, огромной популярностью пользуются сюжеты про достижения науки. Много кто смотрит аналитические обзоры про политику и экономику. Интересны и просто ролики «про жизнь», но без всякой пошлости. И что на этом фоне делает руководство телеканалов? А просто опускает планку дозволенного. Еще больше драк, больше скандалов, больше пошлости. Героев приглашают маргинальных, чтобы показать, что все мы россияне - такие. И, конечно, растут бюджетные субсидии всей этой «фабрике грез». Но что получается в итоге? Пытаясь увеличить поддержку власти при помощи пошлости и оскотинивания народа, вся государственная система смешивается с этим непотребством. Власть начинает ассоциироваться со всякими гадостями. И вряд ли кто готов взять на себя ответственность за последствия.