240 законов и выборы Президента – парламент Удмуртии на рубеже веков
4 апреля 1999 года состоялись выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики второго созыва. Интерес к ним оказался выше, чем четырьмя годами ранее – в выборах приняли участие 51,8% избирателей Удмуртии. В бюллетени для голосования были внесены имена 573 кандидатов в депутаты. Итоги подсчета голосов показали, что большинство избирателей доверяют курсу руководства Госсовета Удмуртии первого созыва. Депутатские мандаты обеспечили себе 42 из 75 кандидатов в депутаты, поддержанных республиканским отделением движения «Отечество», которое возглавил председатель Госсовета Александр Волков. 20 апреля 1999 года открылась первая сессия Государственного Совета Удмуртской Республики второго созыва. К этому времени начинают формироваться фракции и депутатские группы парламента: фракция «Промышленники и предприниматели», депутатская группа «Согласие» (позже она зарегистрировалась как фракция «Аграрии и горожане»), фракция «Единство», депутатская группа «Коммунисты Удмуртии». В первый же день сессии состоялись выборы председателя Госсовета Удмуртской Республики. В бюллетенях для тайного голосования значились две фамилии. Кандидатуру Александра Волкова выдвинула фракция «Промышленники и предприниматели», кандидатуру Павла Вершинина – депутатская группа «Согласие». Доклады кандидатов и их обсуждение длились 9 часов. В итоге за Волкова проголосовали 55 депутатов, за Вершинина – 42. Таким образом, Александр Волков был повторно избран на пост председателя Государственного Совета Удмуртии. В новом составе парламента оказалось больше всего депутатов-производственников. Это вполне соответствовало задачам, которые особенно остро ставила на рубеже веков жизнь. Подъем промышленного производства, развитие нефтяного комплекса, АПК – именно то, от чего зависит наполнение доходной базы бюджета Удмуртии. Неожиданностью для многих стала «молодость» президиума второго созыва Госсовета: в него вошел ряд 30-40-летних депутатов. Еще одна особенность: членами Президиума стали четверо из восьми женщин, избранных депутатами парламента Удмуртии. Изменения и дополнения в Конституцию Удмуртии Памятуя о всех сложностях выстраивания взаимоотношений, через которые прошел Госсовет первого созыва, руководство нового состава парламента постаралось с самого начала заложить направления совместной работы представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Осенью 1999 года проходит сессия Госсовета, которая целиком посвящена экономическому законотворчеству и, в частности, вопросам управления собственностью. Депутаты принимают пакет из десяти законодательных актов, посвященных эффективному распоряжению государственной собственностью и влиянию на развитие собственности, находящейся на территории Удмуртии. В их числе закон «О полномочиях органов государственной власти в Удмуртской Республике по владению, пользованию, распоряжению государственной собственностью Удмуртской Республики», перечни объектов государственной собственности, подлежащих и не подлежащих отчуждению, порядок передачи этих объектов в муниципальную собственность, программу приватизации государственного имущества в Удмуртской Республике. 16 ноября 1999 года Государственный Совет Удмуртской Республики принимает постановление «О создании Конституционной комиссии». Ее задача подготовить изменения и дополнения в Конституцию Удмуртской Республики. На тот момент во главе государственной власти практически всех субъектов Российской Федерации стоят всенародно избираемые руководители – президент или губернатор. Многие депутаты Госсовета Удмуртии считают, что именно такое единоначалие и главенство руководителя исполнительной власти обеспечивают устойчивость системы государственного управления, способствуют преодолению кризисных явлений экономике. В декабрьском опросе населения приняли участие 61,7% жителей, имеющих право голоса. Большинство, 51,6%, высказались за то, чтобы регионом руководил президент. В самый канун нового 2000 года ушел в отставку президент страны Борис Ельцин, на более ранний срок назначены выборы президента Российской Федерации. Эти обстоятельства заставили Государственный Совет ускорить конституционную реформу в Удмуртии. Депутаты идут по пути экономии бюджетных средств и решают провести, впервые в истории Удмуртии, референдум по поправке к одному из пунктов Конституции Удмуртской Республики, совместив его с федеральными выборами. 24 января 2000 года восьмая внеочередная сессия Госсовета принимает закон «О внесении поправок в статью 116 Конституции Удмуртской Республики», вносит изменения в закон «О референдуме Удмуртской Республики» и решает вопрос о назначении республиканского референдума по поправке в часть 1 статьи 10 Конституции Удмуртской Республики. Референдум назначен на 26 марта 2000 года. Населению предлагается ответить в ходе референдума на следующий вопрос: «Принимаете ли вы поправку в часть 1 статьи 10 Конституции Удмуртской Республики, изложив ее в следующей редакции: «Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской Республики, Президент Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный суд Удмуртской Республики, мировые судьи Удмуртской Республики. В Удмуртской Республике могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством» 26 марта 2000 года завершается главный этап конституционной реформы в Удмуртии. Референдум по изменениям в Конституцию Удмуртской Республики состоялся. Явка избирателей – более 70%, «за» внесение изменений в Конституцию проголосовало около 69% избирателей, принявших участие в референдуме. Таким образом, волеизъявлением народа был решен важнейший на тот момент вопрос государственного строительства – о структуре власти. 18 апреля 2000 года сессия Госсовета рекордным большинством («за» высказались 90 депутатов), одобрила законопроект «О внесении поправок в Конституцию Удмуртской Республики», что ознаменовало завершение работы над новой редакцией Конституции Удмуртии. Зал аплодировал финишной точке долгой конституционной реформы. 15 октября 2000 года состоялись первые в истории республики выборы Президента Удмуртии 37,8% избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали кандидатуру А. А. Волкова, значительно опередившего всех своих соперников. 3 ноября, в канун 80-летия государственности республики, на специальной торжественной сессии Государственного Совета А. А. Волков вступил в должность президента Удмуртской Республики. 28 ноября 2000 года на должность председателя Государственного Совета Удмуртской Республики был избран глава местного самоуправления города Можги, депутат Госсовета Игорь Семенов. В феврале 2001 года Госсовет завершает серьезный для Удмуртии этап государственного строительства – принимает новые законы «О Правительстве Удмуртской Республики» и «О Государственном Совете Удмуртской Республики». В последнем законе закреплена контрольная функция Госсовета за деятельностью правительства. Как и в годы парламентской республики, исполнительная власть будет ежегодно отчитываться перед Госсоветом за исполнение бюджета и республиканских целевых программ. Именно второй созыв Государственного Совета Удмуртской Республики принял закон «О государственных языках и иных языках народов Удмуртской Республики», определивший основные принципы регулирования общественных отношений в области использования и развития языков, которыми пользуются народы Удмуртской Республики. Работа над ним длилась восемь лет. На территории Удмуртии удмуртский язык, как один из двух государственных, наряду с русским языком получил социальную, юридическую и финансовую поддержку государства. Благодаря этому закону народы, особенно титульный народ Удмуртии, получили веру в будущее родного языка, повысилось доверие к органам государственной власти в их работе по поддержке традиций и культуры народов, проживающих в Удмуртской Республике. Впоследствии была принята целевая программа по реализации этого закона и начала работу и республиканская термино-орфографическая комиссия. Тогда же завершается длительная работа по утверждению государственных символов Удмуртской Республики. Приняты законы «О Государственном флаге Удмуртской Республики», «О Государственном гербе Удмуртской Республики» (ранее действовали соответствующие постановления Государственного Совета). Депутаты принимают также закон «О Государственном гимне Удмуртской Республики». На ранее получившую статус гимна музыку Александра Корепанова наконец-то положены тексты на двух языках (автор удмуртского текста – Татьяна Владыкина, русского – Алексей Шепталин). Они были отобраны по итогам творческого конкурса. В центре внимания депутатов, многие из которых представляли аграрные отрасли, оставалось решение вопросов по развитию села. В 2002 году второй созыв Госсовета принял закон «Об основах государственной политики в сфере социально-экономического развития села», который заложил правовые, организационные и экономические основы государственной политики республики в области социально-экономического развития села. Одним из важнейших положений этого закона стала 10%-ная минимальная норма расходов на сельское хозяйство в бюджете Удмуртской Республики. За годы реализации закона существенно возросли производственные и финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий в республике. На селе было построено более 3 400 жилых домов, более 450 объектов социально-культурного назначения, 1,9 тыс. км газопроводов и 239 км локальных водопроводов. В 2002 году депутаты Госсовета принимают закон «О социальном партнерстве в Удмуртской Республике», ставший правовой основой для дальнейшего развития институтов гражданского общества. 25 февраля 2003 года прошла заключительная 29-я сессия Госсовета Удмуртской Республики второго созыва. Под занавес своей четырехлетней работы депутаты приняли законы, которых экономика Удмуртии ждала уже не первый год: «О государственной инвестиционной политике в Удмуртской Республике» и «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике». После их принятия Удмуртия вошла в число российских регионов, создавших самую благоприятную законодательную базу для потенциальных инвесторов. За время своих полномочий Государственный Совет Удмуртии второго созыва принял более 240 законов. Этот депутатский корпус сыграл в судьбе Удмуртии историческую роль, превратив ее из парламентской республики в президентско-парламентскую. Парламент этого созыва показал пример оперативной и конструктивной законотворческой работы, эффективного сотрудничества с федеральным центром, органами республиканской исполнительной власти и местного самоуправления. Основные результаты законодательной деятельности: Закон Удмуртской Республики «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О Президенте Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О мировых судьях Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О Государственном Совете Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О статусе столицы Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «Об основах государственной политики в сфере социально-экономического развития села»; Закон Удмуртской Республики «О Государственном флаге Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О Государственном гербе Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О Государственном гимне Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О социальном партнерстве в Удмуртской Республике». Напомним, 26 марта 2020 года республика отмечает юбилейную дату – 25-летие со дня основания высшего органа законодательной власти Удмуртии. Материал подготовлен по информации пресс-службы Госсовета Удмуртской Республики. Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».