Музыка на изломе смутных времен
12 марта Российский национальный оркестр дал концерт в рамках филармонического абонемента «Великие инструментальные концерты». Концерт непростой судьбы – в его первоначальный замысел жизнь внесла немало корректив. Сначала счастливые обладатели билетов узнали, что «Праздничная увертюра» Шостаковича заменена на «Траурную увертюру» Брамса. А за 2 дня до концерта стало известно, что заявленные в программе солисты – всемирно известный виолончелист Александр Князев и скрипачка Мария Солозобова – отправлены на карантин, и их заменят Александр Рамм и Гайк Казазян. По счастью, дирижера менять не пришлось, и те, кто дошел-таки до Большого зала консерватории, имели удовольствие наблюдать за пультом РНО Лио Куокмана, уроженца Макао. И надо заметить, удовольствие это было недюжинное. Маэстро даром, что по дирижерским меркам еще довольно молод, — 1981 года рождения, но профессионализма вполне зрелого, не зря в его послужном списке победа на III Международном конкурсе дирижеров имени Евгения Светланова в Париже и сотрудничество с ведущими оркестрами мира. Российским меломанам он известен главным образом по участию в Транссибирском Арт-фестивале Вадима Репина, где Куокман выступал неоднократно, а в 2017 году был и вовсе дирижером-резидентом. С Российским национальным оркестром ему до сих пор работать не доводилось, но дебют надо признать весьма удачным, это стало ясно уже во время исполнения увертюры. Пред. След. Не подкачала и «скамейка запасных» — знаменитый Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор Брамса прозвучал в исполнении Казазяна и Рамма столь убедительно, как если бы ансамбль участников был собран не аврально, по причине форс-мажора, а задумывался таковым изначально и имел возможность притереться друг к другу и обрести общее «дыхание» в процессе долгих вдумчивых репетиций. Во втором отделении вечер продолжился виолончельными концертами Сен-Санса и Элгара. Александр Рамм, воскрешающий в памяти лучшие образцы конан-дойловских лордов, с их достоинством и выдержкой, как у лучших сортов драгоценного шерри, и со столь же безупречными манерами, наверное, просто не мог не совпасть с РНО, отличительной чертой которого традиционно называют аристократизм и рафинированность звучания, а потому справился с этой титанической программой не просто достойно, но и с блеском. Да, нам не довелось услышать в этой программе виолончель Карло Бергонци 1733 г., на которой играет Князев, но инструмент, сделанный нашим современником, известным кремонским мастером Габриэлем Джебраном Якубом, звучал, пожалуй, не менее роскошно — на нем даже pizzicato отчетливо напоминали по тембру средневековую лютню. Но, что главнее всего, звучал он осмысленно в каждой извлеченной из него ноте… Однако не только все вышеописанное сделает этот мартовский концерт в БЗК незабывемым. Как выяснилось три дня спустя, он войдет в историю еще и тем, что стал последним концертом перед уходом Российского национального оркестра на карантин вместе с практически всеми московскими культурными институциями… Согласно Указу Мэра Москвы Сергея Собянина от 16 марта с.г., концерты и прочие формы интеллектуального досуга с потенциальной аудиторией более 50 человек единовременно отменены до 10 апреля включительно. Будем надеяться, что этими сроками наше «воздержание» и ограничится. Полина Харитонова