Власти Симферополя замаскировали реконструкцию моста под капремонт
Движение автомобилей перекрыли 30 ноября 2019 года, пообещав в кратчайшие сроки, к 15 декабря, завершить ремонт. Эта дата была выбрана неслучайно, поскольку 25 декабря началось движение поездов дальнего следования через железнодорожный вокзал Симферополя. И чтобы пассажиры могли быстро добраться до него, объект должны были сдать в эксплуатацию без проволочек. Но после снятия асфальтового покрытия моста оказалось, что его балки "находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют замены". А поскольку заказ и изготовление новых балок - процесс длительный, открытие объекта перенесли на март 2020-го. Когда же большую часть из 28 железобетонных изделий отлили на Усть-Лабинском заводе, строители выяснили, что и опоры требуют ремонта, а значит и времени на него. - Мост построен в 1961 году,- объяснил генеральный директор компании-подрядчика Алексей Борисов. - Балки отливались на месте, при этом не использовалась напряженная арматура. Фактически опалубка для изготовления балок была самодельная - сбитая из досок. Они сильно разрушились, арматура в них сгнила. По новым ГОСТам старые типовые балки использовать на этом мосту нельзя, поэтому пришлось заказывать новые соответствующего образца. Ригель также оказался в неудовлетворительном состоянии. Тем не менее у многих горожан возник вопрос: почему обо всем этом стало известно лишь на стадии демонтажа его конструкций, и вообще - заказывала ли администрация Симферополя экспертизу, которая, как подсказывает здравый смысл, должна предшествовать любым масштабным строительным работам? Оказывается, по заказу администрации предпроектное обследование проводило ООО "ТВС-Крым", которое в качестве генподрядчика привлекло малое инновационное предприятие "Научно-исследовательский центр мостов и сооружений" (Москва). В техническом отчете, подготовленном по результатам предпроектного обследования, говорится, что "долговечность сооружения снижена из-за дефектов и повреждений мостового полотна (системы водоотвода, гидроизоляции и деформационных швов), недостаточной толщины защитного слоя нижней поверхности плит проезжей части, а также дефектов в элементах опор и пролетных строений". Суммарно сооружение изношено на 40,85 процента, что свидетельствует о "необходимости капремонта". - Таким образом, проектировщики изучили и задокументировали все повреждения, в том числе и опор моста, - считает депутат Симферопольского городского совета Вячеслав Кондратьев. - Но в итоге почему-то приняли решение не о замене изношенных конструкций, а об их капремонте. По результатам обследования составили смету работ, которой и руководствовался подрядчик. Но при капремонте любой строительной конструкции или объекта всегда всплывают дополнительные работы, порой кардинально меняющие первоначальную смету. В Крыму уже десятки объектов ФЦП (детсады, больницы и другие объекты), где проектировщики "не угадали" с фундаментами. В Службе строительного надзора РК корреспонденту "РГ" пояснили, что после предпроектного обследования должны были проводиться проектно-изыскательские работы, подготовка проекта реконструкции, его экспертиза и, наконец, заключение контракта с подрядчиком. Но, видимо, из соображений экономии бюджетных средств чиновники муниципалитета решили пойти более простым путем. И такая схема сработала при капремонте моста через Салгир на улице Толстого. А вот мост на улице Гагарина превратился в очередной долгострой. - Главная ошибка - маскировка реконструкции под капремонт, - считает член Союза архитекторов Крыма Максим Пивоварчик. - Отсюда и все беды. Так уходят от экспертизы проектной документации и сокращают сроки разработки и согласования проекта. В Градостроительном кодексе РФ это противоречие уже урегулировано, и при прохождении экспертизы сметной стоимости обязательно должна проверяться проектная документация, но в Симферополе чиновники продолжают толковать его по-своему. Геологические изыскания и обследования фундаментов моста не проводились. Сейсмику тоже не учитывали, потому что капитальный ремонт мостового сооружения не относится к разряду работ в сложных инженерно-геологических условиях. В то же время, согласно результатам обследования, требуется увеличение грузоподъемности моста, и эти работы по пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ подпадают под понятие "реконструкция". Но экспертиза проверяла только смету строительства, а техническая часть до нее не дошла. Стоит ли ездить по таким мостам после "капитального ремонта" - каждый решает сам. Как отмечают эксперты, непонятно, на основании какой документации подрядчики сейчас заказывают новые конструкции и ремонтируют старые, бетон какой марки при этом используется, и учитывает ли он потенциальные нагрузки. - Уже отлит новый железобетонный ригель, и теперь в течение двух недель он должен набрать нормативную прочность, - сообщила мэр Елена Проценко. - Но работа в это время не остановится. Будем приводить в порядок пешеходную зону и ограждения. Затем подрядчик приступит к установке балок перекрытий. Мы приложим все усилия, чтобы 20 апреля движение открыли. 28 новых балок для разобранного моста уже завезли. Фото: Илья Изотов/ РГ