В центре Краснодара хотят сделать новый пешеходный квартал. Что там будет?
Улица Чапаева / Фото: Иван Журавлев, «КИ» В центре Краснодара хотят сделать новый пешеходный квартал. Что там будет? «КИ» узнали мнение горожан и экспертов. На этот раз пешеходными планируют сделать сразу несколько кварталов на трех улицах: Чапаева, Красноармейской и Карасунской. Там расширят тротуар за счет парковок, но оставят одну полосу для проезда машин. Проекта нового «Арбата» пока нет, но во время выступления мэра показали несколько эскизов. Думаю, что постепенно мы придем к решению серьезного и очень интересного проекта — к созданию пешеходного квартала, ограниченного улицами Чапаева, Рашпилевской, Красноармейской и Карасунской. Мы создадим и вернем назад тот «Арбат», который существовал в истории Краснодара, — заявил Первышов. Сейчас власти беседуют с жильцами домов, расположенных на улицах, где планируют проводить реконструкцию. После этого можно будет приступить к созданию проекта. Мы тоже поговорили с горожанами, экспертами и узнали, что они думают по этому поводу. Вписать в общий каркас Артем Слюсаревский архитектор, победитель программы «Архитекторы РФ», член Союза архитекторов России — Я однозначно за подобные решения. Во-первых, это подчеркивает приоритет пешеходов над личным транспортом. Такой подход характерен для всех прогрессивных современных городов. Во-вторых, пешеходная доступность оживляет улицы, делает их полноценным общественным пространством и создает потенциал для развития малого бизнеса. В-третьих, использование расширенного пространства для дополнительной высадки деревьев делает его элементом зеленого каркаса города и способствует формированию комфортного микроклимата. Теневая защита в условиях жаркого города просто необходима. Но важно понимать, что расширение тротуаров работает только в случае, если это увязано в общий пешеходный каркас города, интегрирующий в себя различные маршруты и соединяющий аттракторы (стадионы, набережную, центральную улицу, торговые центры). В противном случае такая мера может оказаться половинчатой. Магнит для туристов Марина Шарапова директор туристско-информационного центра Краснодара — К идее возрождения «Арбата» отношусь с большой радостью. Как в советское время он притягивал горожан, гостей и иностранных туристов, так и сегодня может стать мощным культурным и туристическим магнитом. Новая пешеходная зона должна стать местом для встреч художников, музыкантов, поэтов и всех деятелей искусства. На Чапаева — между Красноармейской и Красной — хорошо бы разместить торговые прилавки. Это станет местом, где можно будет купить сувениры и окунуться в колорит нашего города, его культуру, в разнообразие стилей и направлений местных умельцев. Краснодар — Маленький Париж? Денис Лысов урбанист — Сделать пешеходным центр города — хорошая идея с европейским бэкграундом. Но пока фраза «Краснодар — маленький Париж» живет только в строчках писателя Виктора Лихоносова. Чтобы подобные проекты оказались удачными, нужно все тщательно проверить, выяснить, как это отразится на автомобильном трафике. Важно понимать, что пешеходный центр станет большой точкой притяжения, наравне с парком «Краснодар». Люди будут приезжать туда со всего города. Но из таких районов, как Гидрострой или «Панорама», на общественном транспорте добраться без пересадок не получится, и дорога займет минимум час. Поэтому многие поедут на машинах. В результате все подъезды к центру могут оказаться загруженными. Там нет перехватывающих парковок, поэтому пустые на данный момент улицы-дублеры будут заполнены припаркованными автомобилями. Сначала нужно сделать так, чтобы жителям всех районов города было удобно добираться до центра на общественном транспорте, а потом уже создавать там пешеходные зоны. Должно быть комфортно Александр Кравченко видеоблогер, автор YouTube-канала о недвижимости в Краснодаре — Сама идея пешеходного квартала в центре города довольно интересная. Главное — понять, как на этих кварталах будет организовано движение машин. На эскизах я увидел, что люди сидят за столиками возле дороги. Насколько это комфортно? Ведь проезжающие мимо автомобили могут мешать отдыху. В общем, есть много вопросов. Но если все грамотно продумать, то может получиться интересное общественное пространство. Вернем «Арбату» художников Сергей Воржев заслуженный художник России — В 90-х я часто гулял по «Арбату» с супругой и детьми. Молодые и начинающие художники выставляли там свои картины, среди них были и мои друзья. «Арбат» того времени — уникальное место с волшебной атмосферой, где люди знакомились, общались и приятно проводили время. Когда его перенесли, воссоздать эту атмосферу на новом месте уже не удалось. Идея вернуть «Арбат» на Чапаева мне очень нравится. Тем более что теперь в этом районе будет целых три таких квартала! Места хватит и музыкантам, и поэтам, и творческой молодежи. И совсем не обязательно делать все, как раньше. Нужно учесть дух времени и воссоздать тот «Арбат», который мы помним, но уже в современной интерпретации. Идею, конечно, нужно детально обсудить. Можно, например, пригласить экспертов, хорошо разбирающихся в вопросе, и спросить у них, что там реально сделать. В живой дискуссии рождаются интересные предложения. «Арбат» на улице Чапаева в 1990-х. Фото: Иван Журавлев, «КИ» Сохранить Гинкго билоба Евгений Стародубцев предприниматель, владелец магазина одежды на улице Чапаева: — Я много путешествую и заметил, что в крупных городах мира, таких как Нью-Йорк, Амстердам или Париж, в центре вообще закрыто движение для транспорта. Центр давно стал местом для живых концертов, клубов, баров, разных выставок, арт-объектов. Одной Красной по выходным мало. Хотелось бы получить дополнительное общественное пространство. Кстати, на Чапаева есть редчайшие деревья — Гинкго билоба. Они появились на планете раньше динозавров. На этом квартале их осталось всего несколько штук. При реконструкции улицы эти уникальные растения нужно обязательно сохранить. Зачем нам московский Арбат? Виталий Стрельников житель одного из домов на ул. Чапаева — Если уберут парковки, я буду только рад, ведь это значительно разгрузит улицу. Видел эскизы: очень много зелени. Судя по всему, будет еще одна прогулочная зеленая зона в центре города. В этом районе много театров и культурных заведений, поэтому можно предусмотреть отдельную площадку для выступления артистов. Но я подумал бы над новым названием для этого квартала. Зачем нам московский Арбат? Уверен, можно придумать что-то свое, уникальное. Не забыть об архитектуре Надежда Михайлова местная жительница — Застала времена, когда картины на «Арбате» вешали прямо на здания, а бабушки продавали там кучу вязаных вещей. Идея с реконструкцией классная. Вместе с ней неплохо было бы привести в порядок старые здания. Например, дом на Чапаева, 85А. Его внешний вид явно не впишется в концепцию нового «Арбата». На территории можно оборудовать зоны отдыха, установить малые архитектурные формы, продумать декоративное освещение квартала, высадить молодые деревья и кустарники. А чтобы водители не бросали машины на тротуаре, между пешеходной зоной и проезжей частью нужно установить декоративные ограничители. Здание на Чапаева, 85А Столичный опыт Роман Бережной водитель — Идея, может, и хорошая, но я не понимаю, зачем оставлять одну полосу для машин? Сейчас на Чапаева две полосы и запрет на остановку, но все равно по обе стороны улицы водители оставляют машины. Если сузить дорогу до одной полосы, это приведет в блокированию проезда. Такси, которые будут высаживать пассажиров, автомобили на аварийке и т. д. Водители постоянно будут конфликтовать между собой. Либо уже полностью делать квартал пешеходным, либо оставить все как есть. Сокращение проезжей части до одной полосы приведет к транспортному коллапсу. Мирослав Валькович урбанист, участник сообщества «Городские решения» — Одна полоса без возможности парковки — обычное дело для многих городов. Яркий пример — реконструкция улицы Большая Дмитровка в Москве. Раньше она была загружена трафиком и припаркованными по обочинам автомобилями. Там почти не было тротуара. После сужения дороги до одной полосы автомобильный трафик резко снизился (это можно проверить, например, по «Яндекс.Панораме»), а пешеходный — вырос. И это несмотря на присутствие параллельной доминирующей улицы Тверской (у нас так же располагается улица Красная относительно Красноармейской). Утопия или реальность? Мыслей по оформлению нового пешеходного квартала много, но пока это только фантазии. Без проекта сложно объективно оценить успешность идеи и внести конкретные предложения. Надеемся, что скоро мы увидим проект нового «Арбата» и получим ответы на все вопросы. Справка До 2003 года «Арбат» существовал на ул. Чапаева — от Красноармейской до Рашпилевской. Это был полностью пешеходный квартал. Там художники выставляли свои картины, а ремесленники торговали разными поделками. Затем улицу открыли для проезда, а «Арбат» несколько раз переносился: в сквер им. Жукова, в Городской сад, сквер Дружбы. Но в том же формате, что на Чапаева, воссоздать его уже не получалось.