Бизнес-омбудсмен Удмуртии: на предпринимателей давят налоги и падение спроса
Уполномоченный Удмуртской республики по правам предпринимателей Александр Алексеевич Прасолов вернулся к выполнению своих обязанностей после того, как почти треть года был отстранен от своей работы. Такое решение было принято главой Удмуртии Александром Бречаловым для проведения проверки в отношении уполномоченного. В дальнейшем проверку продлевали дважды, каждый раз на месяц. В итоге, работа уполномоченного Удмуртской республики по правам предпринимателей оказалась практически парализована. Теперь перед Александром Прасоловым стоит задача восстановить работу этого института по защите интересов бизнеса в полном объеме. [caption id="attachment_1192300" align="alignnone" width="1000"] Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии[/caption] Корреспондент информационного агентства "SM News" решил выяснить, как Александр Прасолов будет действовать, чтобы бизнес вернулся к сотрудничеству с аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей. Проверку вы проходили два месяца 2019 и почти два месяца 2020 года. Как ваше отсутствие повлияло на количество обращений предпринимателей к Уполномоченному Удмуртской республики по правам предпринимателей? В 2019 году у нас было порядка 47 обращений. Это меньше, чем в предыдущем году. В 2018 году было 91 обращение. А в 2017 было 156. То есть мы наблюдаем снижение количества обращений к уполномоченному. Хорошо это или плохо? Можно по-разному посмотреть на этот вопрос. С одной стороны мы делаем многое, чтобы обращения становилось меньше. То есть устраняем те или иные личные проблемы бизнеса. В том числе те, которые могут иметь системный характер. То есть такая работа как раз нацелена на снижение количества обращений. Но в тоже время за этот период времени у нас стал поменьше штат. И, возможно, по некоторым вопросам предприниматели может быть и не обращались. Хотя могли бы обратиться. Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии Этот вопрос требует изучения. Надо пообщаться с предпринимательскими объединениями, что они думают. Но у нас стало меньше сотрудников сейчас. У нас по штатному расписанию два человека, фактически один. Потому что мы одного пока не можем принять из-за неясности в том, в каком формате мы будем работать Потому что есть вариант, что может быть аппарат главы Удмуртии будет обеспечивать нашу деятельность. И из-за такой нечеткости у нас как раз руководитель аппарата ушёл с работы. Но мы не унываем, стараемся искать другие пути. Есть такая форма работы - «Pro bono publico» (от лат. pro bono publico «ради общественного блага» — оказание профессиональной помощи безвозмездной основе. Обычно это помощь юристов неимущим или некоммерческим организациям. Прим. ред.) То есть это соглашение бесплатной юридической помощи. Как это работает? Это такой формат работы когда юристы оказывают уполномоченному безвозмездно юридическую помощь, поскольку у нас бюджет тоже не предусматривает оплату за такую помощь. Но для многих серьезных людей, юристов, юридических компаний важна имиджевая составляющая. Взаимодействие с уполномоченным прибавляет в этом плане баллов. Эта работа хорошо налажена у Титова Бориса Юрьевича в Москве. Там есть серьёзно юридические компании, которые «Pro bono publico» работают. Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии И в одном из судебных процессов, в котором я помогаю предпринимателю отстоять свои права в суде с налоговой инспекцией, мне как раз юрист помогал именно на безвозмездной основе pro-bono. На этот раз это было крупное доначисления свыше 10 млн предпринимателю. Мы, прежде чем участвовать в процессе, конечно же изучаем насколько предприниматель заслуживает этой поддержки. Если у нас есть мнение, что не всё однозначно в этом деле, то мы заходим в такой процесс. Эти процессы они очень непростые. Потому что подразумевают изучение огромного количества материалов, документов. Достаточно сложная работа. Но в тех процессах, в которых мы участвовали ранее, большую часть процессов мы выигрывали. Это касается не только налоговой службы, но в том числе Роспотребнадзора и по УФАС у нас были суды. У нас были суды по другим государственным органом, по налоговой в частности. По Сарапулу было дело, где порядка 25 млн было признано незаконным требованием налоговой. Хотя суд первой инстанции в Удмуртии удовлетворил требование налоговой, но вторая и третья инстанции указали, что требование полностью незаконное. Таким образом бизнес предпринимателю по сути спасли. Его бы разорило такое незаконное начисление. Более того, он получил уголовное дело, которое закончилось бы уголовным наказаним. Уверен, что если бы не наше участие, то он бы этот суд проиграл. И это не единственный случай. Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии Другой случай, дело которое мы тоже выиграли, касался доначисления НДС. Тоже на несколько миллионов, тоже непростой процесс. Просто многие проигрывают. В данном случае удалось тоже выиграть и отстоять права предпринимателя. В последнее время предприниматели сталкиваются с монополизацией рынков услуг при фактической поддержке государства. Например, запуск регионального оператора по обращению с бытовыми отходами. Который теперь монопольно занимается обращением с бытовыми твердыми коммунальными отходами на всю Удмуртию. Нет ли у вас обращений по поводу угроз бизнесу от подобной монополизации? По мусорной было ни одно обращение. Не со стороны тех людей, которые занимались ранее вывозом мусора. Хотя их интересы тоже в какой-то степени пострадали, так как некоторые не смогли дальше работать, в связи с тем, что в Удмуртии один оператор. Хотя есть регионы, где не один оператор, а два или больше операторов по вывозу мусора. С точки зрения антимонопольного законодательства и с точки зрения защиты конкуренции может быть это и лучше. Обращения, которые у нас были от предпринимателей, чьи помещения расположены в жилых домах. Им начисляли платежи за вывоз мусора по нормативам, которые были утверждены Министерством строительства. Предприниматели говорили о том, что их платежи выросли больше чем в десять раз. В десятки раз - существенный рост. Это вызывало существенное недовольство предпринимателей. Я на эту тему собирал неоднократно совещание с участием регоператора, с участием представителей бизнеса, пытались обсудить, договориться, прийти к каким-то компромиссам. Значимость этого вопроса я обозначал нашему правительству, вице-премьеру Александру Свинину. Информировал и аппарат главы региона, и председателя правительства. [caption id="attachment_1192311" align="alignnone" width="1000"] Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии[/caption] Предприниматели, которые обратились торгуют непродовольственной группой товаров. Узкое направление. Они больше всего возмущались, потому что они фактически выбрасывают гораздо меньше мусора, чем им начисляют. В результате было пересмотрено постановление, изменен норматив. Платёж с одного квадратного метра снизился в несколько раз, примерно с 38 руб до 2,5 рубля. За что я благодарен лично Председателю правительства Ярославу Семёнову и Главному федеральному инспектору Панову Сергею Валентиновичу. Данная тема требует ещё существенного внимания и изучения. Тут проблема почему возникла - необходимо было провести замеры, которые не провели. Администрация районов, городов обратились непосредственно к тем, кто мусором занимается. Те дали свои цифры, которые и были взяты за основу. Теперь после вмешательства прокуратуры УР, минстрой должен проделать эту работу и провести замеры. А многие действительно возмущаются и требуют, чтобы у них по факту считали. Говорят: “У меня есть один пакетик 5 кг. Почему меня будут 500 кг предъявлять?” Вопрос обоснованный. Но то, что правительство к этому вопросу подключалась, озабоченность предпринимателей понимали, это, конечно, положительный момент. Просто нужно этот вопрос не забывать. [caption id="attachment_1192315" align="alignnone" width="1000"] Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии[/caption] Можете ли вы привести какой-то анализ по причинам обращения предпринимателей в аппарат Уполномоченного Удмуртской республики по правам предпринимателей? Предварительно можно сказать, что порядка 24% обращения касались налога на имущество. 20% касались вопросов по нестационарным торговым объектам. Перезаключение договоров на аренду места для размещения торговых павильонов, это ларьки. Касаемо ларьков это волнами возникает эта проблема. Возникала и в прошлые года. Это микробизнес. У некоторых к ларькам какое-то пренебрежительное отношение. Что это вчерашний день. Но, я считаю, что в экономике какие-то изменения нужно делать аккуратно, плавно. Особенно, касаемо каких-то запретов. Вот решили запретить и эти ларьки стали активно сносить. Не знаю, насколько это правильно. Потому что потом в этих местах опять какие-то ларьки возникают. Зачем надо было сносить, чтобы потом опять кому-то там дать место что-то построить. Или снесли ларьки, а при этом хозяин ларька ещё обслуживал целиком остановочный комплекс. Там была хорошая крыша, укрытие от дождя и снега. Он чистил своими силами. Зачем это нужно сносить? Но есть примеры были когда снесли и до сих пор в некоторых местах открытая остановка. Людям негде укрыться от дождя. [caption id="attachment_1192320" align="alignnone" width="1000"] Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии[/caption] Претензии были действительно обоснованными, с этим не поспоришь. Многие ларечники неоднократно нарушали запреты под торговлю алкоголем, в том числе в ночное время. Но ответственность непосредственно за торговлю алкоголема предусмотрена в виде штрафов. Поэтому тут может быть надо было идти другим путем? Увеличивать штрафы, чтобы они были действенны, но не рушить бизнес. Мы должны понять - может быть, это инициатива продавца была. А страдал в итоге собственник бизнеса. Каковы планы работу на 2020 год уполномоченного Удмуртской республики по правам предпринимателей? Что будет делаться в ближайшее время? Наша задача сейчас наладить эффективную работу имея те ресурсы, которые мы имеем, имея тот штат, который мы имеем. Но в тоже время повысить эффективность работы путем привлечения каких-то дополнительных ресурсов. В том числе со стороны бизнеса, со стороны предпринимателей. Ближайшие план - это я соберу общественный совет при уполномоченном по защите прав предпринимателей куда входят практически все бизнес-объединения. Цель сбора будет обсуждение актуальных проблем бизнеса. Мне нужно будет представить доклад, которая я сейчас должен подготовить и направить главе Удмуртской Республики, в Госсовет и в общественную палату. И в тоже время эти проблемы пойдут в доклад Президенту Российской Федерации, который готовит Борис Титов, уполномоченный при президенте России. [caption id="attachment_1192324" align="alignnone" width="1000"] Александр Прасолов. Фото с сайта аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Удмуртии[/caption] Мы ежегодно пятерку наиболее актуальных проблемы отбираем путём обсуждений на общественном совете. И самый ближайший план - это как раз сбор актуальных проблем. Кроме того сейчас запустили опрос предпринимателей об условиях ведения бизнеса в Удмуртской республике.Мы проводим этот опрос ежегодно уже на протяжении многих лет. В ходе него предприниматели дают свою оценку условий ведения бизнеса в Республике. Но уже сейчас можно говорить о том, что именно налоговую нагрузку предприниматели указывают как одну из основных проблем на первое место. На втором месте идет снижение покупательской способностями. Вот два момента, которые предприниматели считают крайне негативными моментами, которые мешают их развитию.