Светлана Бельская: почём инновации в Курске?
Главный специалист департамента инновационного развития АО «ОДК» ГК «Ростех» Светлана Бельская на собственной странице социальной сети «Вконтакте» разместила пост, в котором поделилась своим видением того, почему мы до сих пор не стали свидетелями инновационного прорыва, а также рассказала, почему центры компетенций зачастую не оправдывают собственное название... Начала я свою деятельность в инновационном направлении с центра, который занимался и занимается продвижением инноваций в университете и даже пытался выходить на региональный уровень, что несомненно cool. За то время у меня сложилось несколько стереотипов в работе с промышленными предприятиями или большими компаниями по теме стартапов или инновационных идей. В основном эти мысли были подсвечены негативным отношением старших коллег по результатам взаимодействия или не взаимодействия с промышленностью в данном контексте. На моих глазах в регионе создавались центры, назовём их центрами компетенций, как модно сейчас (центры трансфера технологий, центры инноваций, центры бизнес-инжиниринга). Такие структуры вырастали из вузов, из торгово-промышленных палат и других участников достаточно сложного рынка, которые считали (да и считают), что они разбираются в стартапах и инновациях, ну или хотя бы в стОящих, на их взгляд, инновационных идеях (именно идеях, поскольку 90% тех проектов, которые существуют, стартапами и, следовательно, инновациями никогда не станут, а лишь канут в Лету). Отойдя чуть в сторону, могу сказать, что такие центры держатся лишь на тех компетенциях, которые есть у членов их команд и никак не могут выйти на тот уровень работы, который заявлен у центо в их миссии или в целях с задачами. Кто-то считает, что продвижение инновационных идей и проектов - это про историю с тематическими выставками; кто-то считает, что это про акселераторы (здесь стоит учитывать, какой смысл каждый вкладывает в это понятие), кто-то считает, что это про истории по взаимодействию с предприятиями. Огромное преимущество таких структур, на мой взгляд, это создание и проведение мероприятий по популяризации нестандартного мышления и проектной деятельности. Нельзя делать что-то одно, нельзя ездить на выставки и не сотрудничать с представителями промышленности. Пока работала в данном контексте сама зарывалась в мнимые цели и задачи. При этом в последнее время работы в регионе чувствовала, что нахожусь где-то около этой темы, но не в ней, буксуя на месте. Череда публичных мероприятий со стороны и организатора, и выступающего... Среди участников, что лица, что посыл и повестка - неизменны. Кайф был от создания новых форматов и приглашения коронованных спикеров из Москвы. Затем моя жизнь приняла новый оборот, и сейчас я работаю на другой стороне баррикады. Сказать, что изменилось что-то кардинально, наверное, нельзя, потому что я также в теме событий, я также принимаю участие в мероприятиях, я также их организую. Но! Теперь я работаю в крупнейшем промышленном холдинге страны и занимаюсь инновационной тематикой внутренних и внешних инноваций, взаимодействием с фондами поддержки и (внимание!) с вузами по направлению инновационных идей и проектов. Здесь основной message. Предприятия и промышленность в целом (как оказалось) очень нуждаются в новых проектах и усовершенствовании линейки своих продуктов в разных направлениях. Промышленность также страдает неумением взаимодействия с вузами, и точно также я получаю от своих коллег негативные посылы в сторону университетов. Сравнивая две картины мира, подкреплённые промодерированным мной мероприятием на крупной федеральной площадке в середине декабря прошлого года (круглый стол в рамках ВУЗПРОМЭКСПО по взаимодействию вузов и промышленности, куда были приглашены спикеры, как от крупнейших промышленных холдингов, так и представители вузов), могу сказать, что все эти центры компетенций, о которых написано выше, неэффективны. Они просто не нужны для взаимодействия промышленности и вузов в том формате, в котором они сейчас существуют и функционируют. Люди, которые работают в таких структурах должны знать и понимать обе стороны, чтобы суметь найти точки соприкосновения или точки расхождения интересов, а такое тоже бывает. Проверяя на днях почту, вижу рассылку от некой структуры, которая «пыхтит» и мнит себя мостом между промышленностью и вузами в лице типо стартапов или научных групп, приглашая участников на очередное мероприятие «бла-бла-бла или как убить ваши два часа». Какой в этом смысл? В небольшом городе эта тема муссируется очень давно и ничего нового не придумали. Если бы у меня была возможность посетить данное бла-бла мероприятие, я бы наверное потратила свои два часа жизни, чтобы позадавать неудобные вопросы. Но такая возможность есть у моих бывших коллег из Центра инноваций и технологий. Зачем все эти «песочницы»? Сделайте серию встреч с конкретными предприятиями, у них заложены средства на поддержку инновационных идей. Пусть промышленность вам скажет, даст запрос на то, что им реально нужно (пусть это будет какой-то глобальный или тематический запрос на инновации из серии «хотим добавить в линейку своей продукции квадрокоптер с перемещением груза до 200 кг»). Существует много программ Правительства для совместной работы вуз-предприятие. Готовые стартапы (обычно, это web приложения, SaaS истории) можно также делать под конкретную компанию, либо продавать готовый продукт холдингам, которые продвигают несколько тем в своей работе. Бесконечное обучение ребят тому, как правильно продавать мнимому покупателю уже не эффективно. Надо бить на конкретного клиента. В России по другому ну не работает и всё тут.