65 миллионов за легальность. В России посчитали порядочных пользователей Интернета
Без Всемирной паутины никуда Интернет затрагивает без исключения все сферы жизни современного российского общества. «На сегодняшний день в России насчитывается 95,9 млн пользователей Всемирной сети, при этом их львиная доля, 85,2 млн человек, – пользователи мобильного интернета», – рассказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян в ходе состоявшегося сегодня в Москве круглого стола «Российский интернет и динамика его развития». По его словам, скачок в применении мобильных устройств для получения доступа во Всемирную паутину произошел в минувшие два года благодаря повсеместному распространению смартфонов. Объем же рынка интернет-услуг в России в денежном выражении достиг уже 4,7 трлн рублей. Хотя величины отдельных сегментов сильно разнятся между собой, все они значительно выросли в прошлом году. «Особо приятный показатель был в сегменте интернет-рекламы», – отметил Карен Казарян, оценив его объем в 330 млрд рублей. Интернет-реклама стала ключевой среди существующих инструментов продвижения бизнеса. В числе ее важнейших тенденций следует отметить интенсивное развитие видеорекламы, использование офлайн-данных и, как ни удивительно, активная борьба с недобросовестной рекламой. В сегменте инфраструктуры, емкость которой составляет 130 млрд рублей, происходит значительное расширение спроса на облачные услуги. Его предъявляют как крупные корпорации с многомиллионными бюджетами, так и малые фирмы. Одновременно идет консолидация сегмента за счет приобретения ведущими мобильными операторами компаний, оказывающих облачные услуги широкому кругу потребителей. Конкуренция ушла в онлайн Самым же крупным сегментом интернет-рынка является электронная коммерция с годовой емкостью 2,850 трлн рублей. В нем очень популярной стала покупка товаров с мобильных устройств или, по крайней мере, откладывание их в виртуальные корзины до того момента, когда у пользователей будут средства для их приобретения. Многие производители и поставщики стали создавать собственные маркетплейсы либо переформатировать имеющиеся у них электронные торговые площадки, предлагая сторонним компаниям продавать на них товары. Неплохими темпами развивается быстрая доставка еды, и крупные поставщики вкладывают большие средства в нее, стремясь победить в жесткой борьбе за клиентов. «У ряда из них уже есть доставка «день в день», – констатировал Карен Казарян. В то же время растет электронная торговля, в немалой степени благодаря ее главному игроку AliExpress и российским компаниям, занявшимися доставкой из Китая. В сегменте цифрового контента произошла победа «законных» услуг: в России больше 65 млн человек пользуются легальным контентом. Электронные музыкальные сервисы стали основным ресурсом для прослушивания мелодий, и песен и в буквальном смысле слова развелось множество стримеров и видеоблогеров. В законодательной сфере в 2019 году большое внимание уделялось суверенному интернету, защите данных потребителей, ограничению иностранного присутствия. Хоть в чем-то Москва не первая Фактически интернет-экономика стала настолько связана со всеми сферами жизни современного российского общества, что представить себе его без нее невозможно. «До 80% нашей экономики уже связано с цифровизацией, с Интернетом», – подчеркнул Сергей Плутаренко, генеральный директор РАЭК. Среди отечественных компаний и частных лиц, имеющих сайты, популярность стали набирать так называемые национальные домены, являющиеся своеобразной лакмусовой бумажкой степени развития Интернета в стране. «В России насчитывается порядка 5 млн доменов с именем «ру» и 750 тыс. доменов с именем «РФ». По их числу она находится на пятом месте в мире», – констатировал Антон Воробьев, генеральный директор АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет». В данной связи на повестку дня встает вопрос повышения цифровой грамотности: зачастую граждане нашей страны впустую тратят время в интернете, хотя с таким же успехом могли потратить его на свое образование. «24/7 мы сидим в телефоне. Зачастую мы в нем проводим время, мы листаем Instagram, мы листаем TikTok, мы переписывается неизвестно с кем», – посетовал Сергей Гребенников, директор Регионального общественного центра интернет-технологий. Проведенной в прошлом году в России цифровой диктант тем не менее показал уровень цифровой грамотности в 7,5 баллов из 10 возможных. Самой же грамотной категорий населения оказались люди в возрасте от 25 до 45 лет, хотя более взрослые граждане им мало в чем уступали. Зато в региональном плане наиболее подкованные в цифровых технологиях пользователи проживают в Санкт-Петербурге, Республике Алтай, Костромской и Омской областях. Москва же по уровню цифровой грамотности заняла лишь 21 место. Поэтому важно научить широкие слои населения правильной работе в Интернете. Здесь может помочь введение уроков цифровой грамотности в обычных средних школах, например, в курс основ безопасности жизнедеятельности. «К Интернету надо подходить осознанно, чтобы он нам помогал», – резюмировал Сергей Гребенников. Фото: ФедералПресс / Виктор Бодров