Дип-хаус в оранжерее - 14 марта Tantsui поиграет с ритмами в «Аптекарском»
Зададимся вопросом – где находятся истоки пресловутого электронного стиля под названием «дип-хаус»? Чем его ритмы могут быть привлекательны для ряда слушателей? Попробуем разобраться. Истоки темы надо искать в самом названии слова «хаус», которое переводится с английского языка как «дом». Такое название, по одной из версий, происходит от названия чикагского клуба Warehouse (что имеет значение складской терминал). Звучавшая в нем в начале 1980-х годов музыка хаусом в его современном понимании, собственно, еще не была. Ее развитие шло постепенно. Если вернуться немного назад во времени, то, конечно, на ум приходят семидесятые года и засилье диско-ритмов на танцполах. Но к началу 1980-х диско вышло из моды, превратившись в некий анахронизм, между прочим, дав старт развесистой ветви стиля «евро-диско» с его итальянскими, шведскими, немецкими, французскими и другими адептами. Как пишет исследователь вопроса Андрей Горохов в своей книге «Музпросвет», к началу 1980-х в Америке «диско стало казаться безнадежно устаревшим и безнадежным делом». Еще один клуб, где развилось такое направление «хауса» как «гараж», находился в Нью-Йорке и назывался Paradise Garage (то есть «Райский Гаражик»). Отмечу, что здесь не стоит путать танцевальный «гараж» с роковым андеграундным стилем под аналогичным названием «гараж» (родившимся еще в 1960-х), для которого характерен «грязный» гитарный звук, записанный у себя в гараже, давший впоследствии неслабый «пинок» многочисленным направлениям альтернативно-роковой и инди-музыки. Хаус появился в Чикаго где-то в 1984 году. На «отцовство» стиля претендовали многочисленные диджеи и продюсеры, поэтому установить «автора» не представляется возможным. Многие начали записывать его у себя дома. Не обошлось без применения технологических новшеств. Таковым «ноу-хау» в случае хауса стала ритм-машина Roland TR808, чье применение существенно упростило само «изготовление» танцевальной музыки. Настоящее диско делали отнюдь не «на коленке» - там было необходимо присутствие «живых» барабанов, певцов и струнного оркестра. Здесь же нужна была лишь ритм-машина и 4-хдорожечный магнитофон! К середине 1980-х, вместе с возникновением хауса, как никогда возросла роль диджея. Некоторые из диджеев стали со временем не менее легендарными, чем рокеры. Хотя, положив руку на сердце, надо честно признать, что основной задачей любого диджея является расшевелить народ, чтобы побудить его к тем или иным видам танцев. Музыка представляется в качестве непрерывно идущего звукового потока, где дорожки с записанными барабанами – ритм-треки являются полуфабрикатами будущей песни. Андрей Горохов отмечает, что «диджей Рон Харди стал первым применять пластинки, на которых был записан «голый» ритм-трек, то есть ничего, кроме барабанов и тарелок. Трек по своей структуре однороден. По ходу трека лишь несколько раз нагнетается напряжение». Главным в этих треках был «бухающий» бас-барабан, с пресловутым размером «четыре четверти», представляющей однотипное «бам-бам-бам-бам». Далее, в 1985 году, пришел черед очередной «революционной» разновидности чикагского танцевального андеграундного стиля под названием «эйсид-хаус», где основную роль сыграл визгливо-хрипящий звук японского бас-синтезатора Roland TB303 Bassline. И лишь в 1988 году появляется собственно термин «deep house» (от англ. «глубокий»), характеризующий новый чикагский танцевальный стиль, как претендующий на некую серьезность и изысканность. Звук, характерный для дип-хауса, помягчел, но стал внушительнее и «басовитее». Его коммерческий потенциал также был сразу замечен танцевальными студиями записи и взят на вооружение многочисленными диджеями. Стиль отлично прижился в Нью-Йорке, где его разновидность была наречена танцевальным «гаражом» с присущим ему богемным флером. На ниве хауса отличился и еще один американский городок под названием Детройт. Здесь нам могут быть интересны имена Хуана Эткинса, Кевина Сондерсона и Деррика Мея. Эти ребята стали так называемыми «крестными отцами» техно. Их андеграундное сообщество именовалось «Deep Space» (англ. «Глубокий Космос»). Они экспериментировали как с жесткой механистичной музыкой в духе знаменитого брейк-бита, составляющего красоту композиции Kraftwerk «Trans Europe Express», так и более насыщенным по энергетике и модным на то время чикагским хаус-стуком. Далее, году в 1985-1986 чикагские хаус-пластинки попадают в Европу. Они произвели впечатление на местных диджеев, но не настолько, чтобы отказаться ради хауса от ритмов рэгги, даба, соула, фанка и хип-хопа. Примерно в том время записи с хаусом уже «вращались» в руках диджея Альфредо Фиорилло, проживавшего на Балеарских островах (то есть на Ибице), который периодически (и без особого успеха) ставил их на своих вечеринках. Все кардинально изменилось осенью 1987 года, когда на Ибицу «занесло» группу диджеев, среди которых был замечен такой знаменитый ныне «товарищ» как Пол Оукенфолд. Ребята проникаются темой хауса и его разновидностей, после чего уезжают в Лондон, где начинают организовывать первые «курортные» пати. Собственно, с этого времени и ведет свой отсчет европейская техно-хаус субкультура, о перепитиях развития (или стагнации) которой рассказывать надо отдельно, о чем ныне написано уже немало разнообразных исследований. Интересно, что в 2015 Tantsui стал первым русским резидентом культового клуба «Heart Ibiza». В 2019 году увидел дебютный альбом проекта «Unbound». Проект является резидентом лейбла NOPASSPORT, также выпускающий свои треки на таких импринтах, как: Crosstown Rebels, Kindisch, Get Physical, Highway Records и Bar 25 Music, что может многое сказать увлекающимся современным дип-хаусом меломанам. От себя также добавлю, что в «Аптекарском» звучание таких ритмов может быть уместно в контексте современного направления «Nu-Jazz» («Ню-джаза»), где музыкант выступает как продюсер своей музыки, используя семплерно-секвенсорную технологию, вкупе со звуком «живых» инструментов (будь то гитара, либо барабаны). Комбинируя возможности «цифры» с аналоговым исполнительским мастерством, на мой взгляд, можно подчас добиться любопытных результатов «на выходе». Солист — Рамзес Ахметов. Концерт состоится в Субтропической оранжерее «Аптекарского огорода». Начало в 20:00. Билеты на концерты дают право посещения всех выставок и экспозиций в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» (Проспект мира, 26/1) . Внимание! В случае опоздания на концерт вам могут быть предложены места, отличные от указанной категории в вашем билете. Следуйте инструкциям администраторов. Рекомендуем приходить на концерты в саду заранее. Дополнительная информация: www.hortus.ru Видео «Ain’t Enough» Фото – Роман Егоров. «Наша Версия» поддерживает серию музыкальных концертов в «Аптекарском огороде» информационно.