Комплексный подход: как в Краснодаре решают проблемы транспортной инфраструктуры
В Краснодаре прошла заключительная открытая встреча по обсуждению главных направлений проекта стратегии развития Краснодара до 2030 года, которую разрабатывает компания «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги». Четвертая встреча разработчиков и экспертов была посвящена решению проблем транспортной инфраструктуры города. Как отметил профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ, доктор экономических наук Александр Полиди, основные проблемы транспортной системы Краснодара характерны и для большинства городов России. В частности, это высокий уровень автомобилизации – на 1 тыс. 857 авто приходится 1 кв. км дороги. «180–200 тыс. автомобилей — ежедневный поток маятниковой миграции, которая въезжает в город, при том, что протяженность наиболее активно используемых дорог — всего 350 км», - сказал эксперт. При этом, отмечает профессор, в городе много узких улиц без перспектив расширения, наблюдается недостаточная пропускная способность магистральных входов в город, нехватка объездных трасс. Основными проблемами в ситуации с общественным транспортом эксперт назвал его износ, недостаточное развитие маршрутной сети в городе и исторически сложившуюся малоэффективную улично-дорожную сеть. «Для того, чтобы переместиться между перифериями, диаметрально противоположными в нашем городе, необходимо однозначно пересечь центр», - отметил Александр Полиди. Эксперты отмечают, что для решения обозначенных проблем необходим комплексный подход. Сейчас в Краснодаре разрабатываются сразу несколько документов, которые, в том числе посвящены решению проблем транспортной сферы города: «Стратегия развития транспортной инфраструктуры Краснодара до 2034 года», Генеральный план города. В стратегии «Краснодар-2030» особое внимание также делили развитию общественного транспорта. По словам экспертов, развитие общественного транспорта должно рассматриваться в совокупности с развитием дорожно-уличной сети и в совокупности с управлением дорожным движением, с оптимизацией дорожного движения. При этом по многим из направлений в городе уже ведется работа и есть первые результаты. «В 2017 году мы занимали 24-е место в мировом топе пробок. Но, к счастью, мы из «топ-25» уже вышли. Это не значит, что все проблемы решены, но определенный позитив, определенное улучшение ситуации здесь имеет место быть. Тем не менее, никто не может мгновенно решить проблему разделения города железнодорожными путями, никто не может успеть за тем ростом населения, которое на сегодняшний день существует», - сказал Александр Полиди. Какие проекты уже реализуются в городе Как рассказал заместитель главы Краснодара Артем Доронин, сегодня в городе ведется реализация более 30 проектов по развитию транспортной инфраструктуры города. Основное внимание власти города уделяют созданию комфортных условий для перевозки пассажиров общественным транспортом. «Безусловно, главная задача администрации города в лице организатора перевозок — создать максимально комфортные условия, прежде всего, для общественного транспорта, независимо от его формы собственности. От этого зависит их экономика, комфорт наших пассажиров. Сегодня администрация реализует 32 стратегических проекта, которые создадут перспективу развития на ближайшие 20-30», - сказал Доронин. Вице-мэр уточнил, что в числе этих проектов – обновление городского электротранспорта, создание выделенных полос для движения трамваев и троллейбусов, развитие маршрутов общественного транспорта, установка «умных» светофоров, а также модернизация дорожной сети. «Последний раз трамвайные линии в краевом центре строили в 1996 году. Сегодня мы продолжаем эту работу. Что говорить о развитии транспорта, если масштабные проекты улично-дорожной сети у нас последний раз реализовывали в 1975 году. Именно в 1975-ом были построены путепроводы на улице Северной и Фадеева, в районе аэропорта», - отметил вице-мэр. В 2018-2019 годах было проведено большое количество мероприятий по строительству и реконструкции улично-дорожной сети (реконструировано 6,763 км дорог), построено 37 светофорных объектов, введена в эксплуатацию 1 тыс. парковочных мест. Также в городе начал функционировать Центр организации дорожного движения как элемент «умного города», который является одним из направлений в Стратегии развития города. «Сейчас идет формирование полноценного Центра организации дорожного движения как интеллектуальной транспортной системы, позволяющей, во-первых, создать приоритет для движения общественного транспорта, а также координировать все дорожные работы на территории города и оперативно решать все ситуации и проблемы, которые возникают на дорогах ежеминутно», - рассказал старший менеджер «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко. В свою очередь гендиректор «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления» Александр Грачев отметил, что эта система поможет в режиме онлайн регулировать циклы светофоров, что позволит создавать приоритет движения общественного транспорта, увеличивая его скорость. «Этого никогда не было, а сейчас уже существует и развивается. Особенно это касается трамвайного движения. Все заторы в режиме реального времени разбираем, расширяем узкие места — это все тоже очень положительно», - сказал он. Александр Грачев также отметил, что уже сейчас можно увидеть положительный эффект от выделенных полос для общественного транспорта, увеличение количества которых также предусматривает стратегия. Летом 2019 года выделенные полосы для общественного транспорта были введены в Краснодаре на пяти участках дорог. В частности, такие полосы появились на ул. Северной, Проспекте Чекистов, ул. 1 Мая, ул. Тургенева и ул. Тюляева. «Мы видим их эффект, видим, что на определенным местах, более загруженных в часы пик, движение общественного транспорта по выделенным полосам идет в 2 раза быстрее», - отметил он. Одним из элементов создаваемого в городе Центра организации дорожного движения являются «умные» светофоры, которые благодаря регистрирующим интенсивность потока датчикам способны сокращать или продлевать фазы движения. Такие адаптивные светофоры установили в Краснодаре в начале февраля 2020 года на пересечениях улиц им. Лизы Чайкиной и Сормовской, Российской и Солнечной, а также Восточно-Кругликовской и Школьной. «Умные» светофоры также являются одним из направлений в сфере развития транспорта в стратегии. Флагманские проекты Как рассказал старший менеджер «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко, в сфере развития транспорта стратегия ставит целью обеспечить модернизацию существующей транспортной системы. Для этого документ предусматривает реализацию трех флагманских проектов и 12 направлений развития. В частности, флагманский проект «Краснодар – город с развитой дорожной сетью (Модернизация дорожной сети)» предполагает строительство объездных дорог в юго-восточной части города. «Это две дороги: первая соединяет ул. Воронежскую, ул. Гидростроителей и трассу М-4 Дон — так называемый «Южный скоростной периметр». Вторая дорога соединяет ул. им. Володарского, ул. Тихорецкую и трассу М-4 Дон. Срок реализации 2023 — 2030 годы», - сказал Панасенко. Также в документе заложено строительство Дальнего Западного Обхода, который положительно повлияет на транспортную ситуацию за счет транзита с одной и другой стороны. Кроме того, сейчас уже находится в стадии реализации проект строительства моста-дублера Яблоновского моста, второй мост через реку Кубань планируется построить в районе Рубероидного завода. Еще один заложенный в стратегии объект дорожной сети - автомобильная дорога Думенко — Лукьяненко, которая решит проблему связанности между собой отдельных районов. Общая стоимость данных проектов составляет порядка 101,9 млрд рублей. Еще один флагманский проект – «Краснодар – город транспортных возможностей (Концептуальное изменение системы общественного транспорта)». В этот проект входит строительство новых автобусных, трамвайных, троллейбусных парков, создание сети перехватывающих парковок, обновление существующего парка электротехники. «Есть несколько подпроектов, которые мы тоже очень хотим увидеть в городе: это так называемый «подземный трамвай», строительство канатного метро, развитие речного транспорта на территории города. Особенно это важно в связке с пространственным развитием, когда мы говорим о реализации проекта по строительству новых набережных», - отметил Евгений Панасенко. Еще один отсылочный флагманский проект для улучшения транспортной ситуации в городе - «Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба». «Во-первых, запланировано подведение железнодорожных путей к самому зданию аэровокзала. Это — формирование элемента как раз городской электрички, связности аэропорта и центра города. Мы говорим о том, что к аэропорту будет подходить участок той дороги, о которой уже упоминалось — улица Володарского, ултца Тихорецкая и трасса «М4 Дон». Она будет выходить на аэропорт и связывать его с трассой на Усть-Лабинск», - сказал Панасенко. Среди избранных направлений развития в сфере транспорта в стратегии рассматриваются: увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта, реорганизация системы управления общественным транспортом, система контроля движения транспорта, «умные» светофоры, реорганизация сети общественного транспорта, включение вело- и пешеходных дорожек в транспортную систему города, единая система оплаты проезда и др. «Несмотря даже на то, что мы разделяем какие-то направления на флагманские проекты, относительно транспорта мы не можем выделять отдельно проекты, связанные с развитием дорожной сети, отдельно — с развитием общественного транспорта. Это является единым комплексом, единым большим проектом, просто разделенным на некие этапы и стадии реализации», - сказал Евгений Панасенко. Он также отметил, что в ближайшее время на общественных слушаниях будет представлен полноценный проект стратегии, с учетом уже полученных комментариев и вопросов, которые поступали в ходе обсуждения проекта документа. В начале марта стало известно, что публичные слушания по проекту стратегии развития Краснодара до 2030 года планируется провести после 20 марта.