100 лет московскому Домжуру: банкеты от Маяковского и кино без попкорна

Сто лет назад здесь угощал гостей селедкой Владимир Маяковский, Есенин исполнял частушки, а Блок читал свои последние стихи. В советскую эпоху сюда пускали по журналистским «корочкам», сегодня же может попасть любой желающий. Корреспондент РИАМО побывала в легендарном Домжуре накануне столетнего юбилея и узнала, что там происходит сейчас и ради чего туда стоит сходить. Кулуары «Останкино»: «половые инфекции» у Малышевой и ненастоящая Москва у Урганта>> Кто здесь был до журналистов До того, как особняк на Никитском бульваре, 8а стал Домом печати, он сменил многих владельцев и повидал самого Пушкина. В начале XIХ века здесь была великолепная усадьба князей Гагариных с дворцом и парком, почти полностью уничтоженная пожаром 1812 года. После пожара уцелел лишь один флигель, впоследствии неоднократно перестроенный. Здесь и находится нынешний Домжур, говорится на сайте Дома. В XIX веке здание будущего Домжура прославил Александр Пушкин, который был приглашен на бал к московской аристократке Щербиной, дочери княгини Екатерины Дашковой (видного общественного деятеля эпохи Екатерины Второй). Счастливый новобрачный Пушкин приехал сюда с молодой женой Натальей Гончаровой вскоре после венчания, 20 февраля 1931 года. Впоследствии особняком владела графиня Головкина, московский купец первой гильдии и ситцевый магнат Александр Прибылов и его потомки. Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя>> Дом для тружеников пера После революции здание национализировали и в 1920 году передали «московским труженикам пера», как сообщала одна из столичных газет. Открытие Дома печати 3 марта 1920 года ознаменовалось шикарным – по тем голодным временам – банкетом от Владимира Маяковского, который угощал гостей водкой и «сельдем» (эта закуска у поэта была именно мужского рода) с черным хлебом и чаем без сахара. В 1922 году здесь же прошел первый литературный аукцион в поддержку голодающих Поволжья, участников которого тот же Маяковский не выпускал из здания без пожертвования. Поэт был в правлении Дома и любил поиграть здесь в бильярд. В 1920-х в Домжуре успели засветиться такие звезды Серебряного века, как Брюсов, Есенин и Блок, выступавший здесь со своими стихами незадолго до смерти, тут же читал свои пьесы нарком просвещения Луначарский и выступал режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд, призывавший закрыть Большой театр. А в 1925 году здесь прощались с Сергеем Есениным. В 1930-х Дом печати стал Центральным домом журналиста. Юбилей Малого театра: экскурсии со световым шоу и артисты на подиуме>> Пустой ресторан и «журналистское» меню Мы отправились в Домжур незадолго до юбилея, но по другому поводу – ради премьеры фильма «Русские грузины» Леонида Парфенова и Сергея Нурмамеда, – а заодно решили посмотреть, что сейчас происходит в этом легендарном месте. Придя за полчаса до начала сеанса, чтобы осмотреться и зайти в буфет, застали пустой холл. Оставив вещи в гардеробе, решили для начала спуститься вниз, на цокольный этаж – туда, где призывно мигает подсветкой в стиле 90-х вывеска ресторана «Домжур». «Да-да, вам туда. Тут Безруков снимался», – многозначительно закивала одна из сотрудниц Домжура. Ресторан в стиле арт-подвала, с кирпичными стенами и тяжелой деревянной мебелью, тоже оказался пустым. Как вспоминают те, кто тусовался в Домжуре еще в 80-х и 90-х, это место сейчас не узнать. Когда-то здесь было шумно и весело, среди завсегдатаев были известные московские журналисты и творческая молодежь, а атмосфера была очень демократичной, в отличие от того же ЦДЛ. Например, подвыпившие посетители могли спокойно распевать песни бардов. Зато отсылка к журналистике явно наблюдается в ресторанном меню. Например, можно заказать салат «Модный репортаж» (тунец медиум-прожарки с домашним песто, молодой спаржей, сочными черри, красным луком, маслинами каламата и рукколой), «Пиар» или «Свежий памфлет», шашлык из баранины «Аргумент» или филе мурманской трески «Северные известия», запеченное с сальсой из свежих трав, соленых анчоусов и пикантных каперсов. Цены вполне ресторанные – от 400 до 700 рублей (в буфете на первом этаже можно выпить неплохой капучино с десертом за 400 рублей или взять пиво за 250). Из того, что привлекает внимание в ресторане, – фрагмент старинной кладки на полу, вероятно, еще со времен гагаринской усадьбы, и немного устаревшая инсталляция в виде советского телевизора (сразу вспомнилась фраза из «Москвы слезам не верит» про «одно сплошное телевидение») – нечто вроде тантамарески. Сделав фото «в экране», возвращаемся наверх. Обстановка в холле уже оживилась, у гардероба даже образовалась небольшая очередь. Среди посетителей – в основном студенты и интеллигентная публика средних лет. Замечаю утонченного молодого человека в элегантном черном пальто, который ехал вместе с нами в автобусе. По пути в кинозал смотрим фотовыставку к 100-летию Домжура с работами современных фотожурналистов. Дом‑музей Зелинского: «машина времени» в центре Москвы>> Демократичное кино и «культурный корвалол» Погрузиться в историческую атмосферу помогают и уютные фойе со старыми киноафишами, фортепиано, книжными полками, шахматными столиками и мягкими диванчиками «под русский модерн». Кинотеатр в Домжуре возродили в 2018 году, сейчас работает три зала. Цены очень демократичные – от 150 рублей за билет в малый зал на вечерний сеанс в воскресенье. Самый дорогой билет – 250 рублей. Плюс местного киноцентра в том, что здесь можно посмотреть фильмы, прокат которых давно закончился в других московских кинотеатрах (как в закрытом «Соловье»). Например, здесь еще идут «Микеланджело» и «Паразиты». Также показывают фестивальное кино и арт-мейнстрим. Билеты я взяла заранее онлайн, и это оказалось хорошей идеей: купить билеты на месте на премьеру проблематично. У кассы нарядная импозантная дама в шляпе немного огорчилась – осталось лишь одно место в кресле, так что ее спутнику пришлось садиться на пуф. Просмотр кино в камерном и уютном зале оставил приятные впечатления, несмотря на то, что пару раз трансляция прерывалась (сначала даже показалось, что так задумано). Хотя кого-то это может раздражать (в интернете есть негативные отзывы), в целом место точно порадует эстетов и любителей ретро, которых не пугают технические накладки. А еще социофобов и тех, кто в принципе не любит гигантские массовые кинотеатры с попкорном и колой. После кинопоказа можно попасть на дискуссию или лекцию о кино. С киноцентром соседствует историческая Голубая гостиная (впрочем, довольно сумрачная, с музейным запахом), которая навевает легкую грусть и переносит в атмосферу Серебряного века. Самые красивые локации в Домжуре – Розовая гостиная, Мраморный зал и Каминный зал с убранством времен Пушкина. Есть еще концертный зал-трансформер на 60–200 человек. Здесь проходят всевозможные круглые столы, пресс-конференции, концерты, семинары, творческие встречи. Автор «Москвич Mag» Алексей Беляков в своем тексте о том, что сейчас происходит в Доме кино, Домжуре, ЦДЛ и ЦДРИ, назвал подобные мероприятия «культурным корвалолом» для пожилых тетушек – все эти концерты малоизвестных артистов, встречи с актерами средней величины и т.д. Возможно, так и есть... Но тем, кто не склонен ностальгировать по эпохе расцвета Домжура, приходить сюда стоит в первую очередь за историческим духом и просмотром кино в необычной камерной атмосфере. Перед выходом самое время сделать селфи в зеркале холла. И запланировать вернуться. Соборная мечеть глазами москвичей: цвет тиффани, смотровая площадка и экскурсии для иностранцев>>

100 лет московскому Домжуру: банкеты от Маяковского и кино без попкорна
© РИАМО