26 февраля реставраторы показали, как идет процесс реконструкции огромной звезды, венчающей Северный речной вокзал. Над его восстановлением сейчас работают специалисты. Более 80 лет звезда украшала 75-метровый шпиль Северного речного вокзала и служила флюгером. Фактически она стала символом речной навигации — в день ее открытия звезда поднималась на шпиль, а в завершающий день — опускалась. Она сияла золотым светом и поражала своей красотой и масштабами. Ходили даже слухи, что именно эта звезда некогда венчала Спасскую башню Кремля. Многие до сих пор в это верят. Но легенда осталась легендой: звезды похожи по форме, а различны в деталях. Вокзальную звезду создали в 1935 году на Заводе им. Молотова из каркаса нержавеющей стали, облицованного гальваническим позолоченным медным листом. И она никогда не украшала кремлевскую твердыню. За долгие годы звезда утратила свои блеск и красоту. Как и весь Северный речной вокзал, нуждалась в срочном восстановлении. Специалисты убрали 700-килограммовую конструкцию со шпиля в июле прошлого года. — Ее бережно снимали с помощью стотонного крана целых два часа. Звезда вписывается в окружность диаметром пять метров, с двух сторон расположены накладные элементы из нержавеющей стали — серп и молот. По окончании работ будут восстановлены утраченные камни, отреставрирована позолота и серебрение звезды, — рассказывает директор филиала «Служба эксплуатации и развития речного транспорта ГУП «Мосгортранс» Сергей Ромазанов. Камни, что украшали звезду, — это уральские самоцветы: аметисты, топазы, горный хрусталь, аквамарины и александриты. У всех них была бриллиантовая огранка, каждый камень находился в отдельной ячейке, покрытой золотом. Однако за десятилетия все это — и самоцветы, и золоченые ячейки — было утрачено. Поэтому реставраторы бережно и тщательно работают над их восстановлением. Сейчас огромная звезда спрятана в тепляк рядом с вокзалом, где можно согреться и в минус пять градусов. — Изначально на звезде было гальваническое золочение. Но в текущих условиях восстановить исторический слой позолоты практически нереально. Поэтому мы рассматривали альтернативные варианты — это методика сусального золочения и методика электрохимического золочения. Последнее ближе к первоначальной методике. Основные элементы делаются накладками, что позволяет сохранить подлинный материал для последующей реставрации, — поясняет главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев. Планируется, что звезда вернется на шпиль уже этой весной, аккурат к открытию речной навигации в Москве. Сам же вокзал, реставрация которого продолжается с августа 2018 года, снова начнет работать уже в этом году. После реконструкции он станет крупным транспортным комплексом, а на его причалах начнут швартоваться грузовые и гражданские суда. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы: — С момента установки в 1930-х годах звезда и герб, как, впрочем, и весь Северный речной вокзал, ни разу не реставрировались. За долгие годы местами было утрачено золотое покрытие лучей звезды, а также десять самоцветов, украшавших герб. Реставраторы уже заканчивают работу по металлу — работы завершены на 80 процентов — и в ближайшее время приступят к гербу. Весной этого года планируем полностью подготовить звезду к возвращению на шпиль. ИСТОРИЯ Северный речной вокзал построили в 1937 году. Много лет он служил речными воротами столицы, отчего и появилась поговорка «Москва — порт пяти морей». Благодаря системе каналов отсюда корабли могут дойти до Азовского, Черного, Каспийского и Белого морей. В 2015 году вокзал стал собственностью столицы и находился в аварийном состоянии. Власти города решили его отреставрировать. Читайте также: Звезду с серпом и молотом вернут на шпиль Северного речного вокзала весной