Франко наш! Или приключения украинца с австрийским паспортом
Буквально месяц назад, в январе текущего года, Нобелевский комитет, предпринял варварскую (с точки зрения украинских националистов) попытку исказить историю. Что случилось? В архивной базе номинантов на премию за всю историю её существования легендарный украинский поэт и писатель Иван Франко (1856-1916), считающийся сегодня украинцами одним из патриархов украинской национальной идеи, был назван… гражданином Российской Федерации. Нет. Не Империи. Именно Федерации. Такой идеологической «подставы» украинцы от союзников, конечно же, не ожидали. Чертыхаясь и поминая в соцсетях «русских хакеров», они принялись строчить в комитет по присуждению Нобелевской премии гневные отповеди. Дескать, вышла ошибочка: один из тех, кого мы причислили к лику отцов-основателей украинской национальной идеи был никаким не «москалём», а подлинным «свидомитом». Рассмотрев обращение разгневанных украинцев, и всё обстоятельно взвесив, комитет остался на прежних позициях. На сайте сделали поправку, сохранив подданному Австрийской империи «российское гражданство», и упомянув, что — живи он сегодня! — непременно был бы украинцем. Как такое возможно? Дело в том, что Иван Франко был номинирован на Нобелевскую премию в 1915-м, но умер через год и его кандидатуру просто сняли с рассмотрения). Если бы доведённый до крайней нищеты соотечественниками-националистами, завидовавшими таланту замечательного писателя, поэта, доктора, на секундочку, русской словесности, прожил хотя бы ещё пару лет, то — вполне возможно! — Украина могла бы гордиться сегодня своим нобелевским лауреатом по литературе. Гордиться так, как гордится сегодня Светланой Алексиевич Беларусь. Правда, Нобелевский лауреат по литературе 2015 года заявляла, что является человеком русской культуры, взращённым на трудах русских классиков. И этим вызвала настоящую бучу в рядах белорусских нацистов, видимо, искренне полагавших, что стать Нобелевским лауреатом можно прочитав единственное стихотворение Павлюка Багрыма или изучив стенания по судьбе белорусского народа в произведениях «идола национальной литературы» Янки Купалы. Есть ли логика у Нобелевского комитета, назвавшего Франко русским? Да. И она железная. Сегодня Львов — город областного подчинения на Украине. Спору нет. А в начале Первой мировой войны, когда 3-я и 8-я русские армии Юго-Западного фронта в ходе Галицийской битвы успешно взяли город, являлся вполне себе российским. Было даже основано Галицийское генерал-губернаторство. Львов оставался русским городом до 14 июля 1915 года, пока снова не отошёл к австро-венграм. Ну, конечно же, этот период украинцы сегодня называют годами «временной русской оккупации», к которой они, без сомнения, с животворной радостью готовы отнести и период 1917-1991 годов. Но является ли Иван Франко, в том числе, и русским автором только потому что 3-я и 8-я армии Юго-Западного фронта хорошо сработали в 1914 году? Разумеется, нет. Эти слова принадлежат Ивану Яковичу Франко, человеку, который ровно 142 года назад, 26 февраля 1878 года, будучи подданным Австро-Венгрии, сел на скамью подсудимых за участие в русофильском обществе и публикации в печатном органе студентов-русофилов «Друг», призывавшем к единению украинской нации, одна часть которой проживала в Австро-Венгрии, а другая – в России. Человек, именем которого сегодня назван университет, расположенный в самом сердце украинского радикального национализма (городе Львове) не только любил Россию всем сердцем, но и получил за своё русофильство срок — 9 месяцев ареста, которые Франко мужественно провёл среди воров, мошенников и убийц, пройдя через подорвавшие его здоровье 7 кругов ада. Арест будет не последним. Изолировать этого свободолюбивого человека власти будут пытаться любой ценой, в том числе, выдумывая несусветные обвинения в связях с российскими социалистами, принадлежности к тайным организациям и даже убийстве сельского старосты. Его мать была из русинов-шляхтичей, отец, галицкий зажиточный крестьянин Яков Франко, был старше неё на 33 года, и умер рано. Воспитываемый отчимом Иван был лучшим учеником школы при местном монастыре, знал «Кобзаря» наизусть, чем не могли похвастаться его учителя. Мог по памяти воспроизвести любой из уроков практически слово в слово. Подростком Иван Франко изучал родной украинский, любил русский, читал в оригинале европейских классиков и, оставшись круглым сиротой, спал в свежевыстроганном гробу, оказавшись на попечении дальней родственницы, владевшей столярным цехом. Об этом Франко вспоминал в своём рассказе «В столярке». Получив аттестат с отличием, поступил во Львовский университет, который сегодня носит его имя, на философский. Юношей, увлёкшись трудами Маркса и Энгельса, активно впитывал не столько российские, сколько общеевропейские идеи равенства и всеобщего братства, публиковал произведения, содержавшие размышления на эту тему, в университетском журнале «Друг». Публиковались в журнале и популярные в то время идеи воссоединения с украинцами, живущими в России, а это уже чистейшей воды «сепаратизм», который не стерпели бы даже сегодняшние, поднявшие Франко на щиты украинские товарищи, воспротивившиеся единению русских на Донбассе с русскими в РФ. «Отсидка» по приговору в шесть недель, которые в итоге оказались девятью месяцами, сделала из Ивана Франко преступника, изгоя, переставшего быть вхожим в круги русофилов и «народовольцев». В душе молодого писателя возобладали социалистические взгляды, что многим позже, когда к власти придут коммунисты, даст возможность отнести Ивана Франко, писавшего свои прологи к трудам Энгельса и Маркса, к разряду поборников коммунистической идеи, «исторически выпестованной в сердцах представителей многострадального украинского народа». Ну, а после распада СССР украинские националисты в отчаянной попытке «наскрести на суверенитет», подразумевающий, в том числе, прочную систему автономных культурных ценностей, ринулись крутить-вертеть биографии имеющих минимальное отношение к национальной идее писателей, поэтов и философов. Их труды были в срочном порядке перелопачены на предмет поиска пафосных национально ориентированных высказываний, достойных водружения на щиты адептов «незалежнасцi» и «самастiйнасцi». Нашлись такие и у Ивана Франко, который призывал украинцев сплотиться вокруг национальной идеи. Правда никто не захотел ломать голову над тем, видел ли Иван Якович свой родной украинский народ противопоставленным российскому до степени отчаянной и непримиримой вражды в интересах «западных товарищей». Скорей всего, не видел. И ошибка в том, что к лику «основателей украинского национализма» был вдруг причислен человек, который при жизни вёл борьбу с доморощенными украинскими националистами, полагавшими, что у Австрии и Украины больше родственного, чем у Украины и России, любил Толстого и Достоевского. Иван Франко считается одним из пророков державности «Незалежнай». Но до оголтелых украинских националистов Ивану Франко, на секундочку, доктору русской словесности, очень далеко. Прям как… до Киева. И лучшим тому подтверждением являются его слова о любви к русскому и восхищении Россией. У себя на родине живший в крайней нужде Франко зарабатывал статьями и переводами. Можно вспомнить и о том, как в одном из своих трудов, под названием «Католический панславизм» Иван Франко называл католицизм «заядлым врагом славянства», полагая, что он наносит больше ущерба славянам, чем «все кровавые войны с мадьярами, немцами и татарами вместе взятыми». Он пробивался к своей читательской аудитории в журналах «Общественный друг», основанном им же после закрытия «Друга». Названия созвучны витавшим в воздухе революционным идеям «Мир», «Свет», «Колокол», «Труд». Иногда австро-венгерские власти закрывали эти журналы быстрее, чем редакция успевала допечатать произведения. Угадайте, в какой из периодов «оккупации Украины», через много лет после смерти писателя, было издано собрание сочинений Ивана Франко? Прогрессивные соотечественники не гнушались тем, чтобы обворовывать феноменального автора и учёного. Так, деньги, которые предназначались для издания собственного журнала Ивана Франко, попали в карман к членам редколлегии «Зари» и у них остались. Из труднейшего положения Франко спасли российские студенты, с которыми Иван Якович отправился в поездку по стране. А вскоре он снова был арестован по обвинению в агитации. За что агитировал? Обвиняли в том, что ратовал за присоединения родной Галиции к России. В начале 1900-х возникали серьёзнейшие конфликты с украинскими националистами. Защитить докторскую по философии во Львове не вышло. А в Вене диссертация Ивана Франко была принята «на ура». В Харькове Иван Якович стал доктором русской словесности. За 40 лет творчества им написаны около 5000 произведений на украинском, польском, русском языках. Славный галичанин, отец четырёх детей, один из которых умер в 1913, двое — ушли на войну с началом Первой мировой, скончался в состоянии затяжной депрессии, когда его жена, измождённая нищетой, была в психиатрической больнице, сын в плену, а дочь работала санитаркой в киевском госпитале. Незадолго до смерти он пытался бежать из приюта для сечевых стрельцов, где находился на попечении у заботившихся о нём студентов-волонтёров. Больше о человеке, согревшем своим творчеством Украину, заботиться было некому. Кем же он был в реальности? Патриархом украинского национализма или человеком, прокладывавшим украинскому народу тропу к победе коммунизма? Всё зависит от времени, в котором поднимается вопрос, и места, где это происходит. Как тут не вспомнить легендарного Джорджа Оруэлла, который когда-то писал: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Такая история.