Программисты-музыканты сгенерировали «все возможные мелодии» и сделали их общественным достоянием

Программисты-музыканты Дамьен Риль и Ноа Рубин выложили под свободной лицензией миллиарды мелодий, чтобы избавить музыкантов от судебных тяжб из-за авторских прав, пишет Vice. Риль и Рубин разработали алгоритм, который записал все возможные мелодии из восьми нот и 12 тактов — всего вышло почти 70 млрд. Авторы алгоритма пришли к выводу, что музыка — та же математика, а это значит, что она не может подвергаться закону об авторских правах, говорит разработчик Дамиен Рил. Мелодии сохранили в MIDI-формате, что исключает любую возможность применения к ним интеллектуальных прав. После этого авторы проекта опубликовали все мелодии под лицензией Creative Commons Zero, которая предусматривает отказ от авторских прав. Теперь все возможные мелодии мира фактически являются общественным достоянием. Юрист Владимир Рыбин сомневается в том, что этот аргумент сработает в судебных разбирательствах из-за музыки. Владимир Рыбин юрист «Я не думаю, что конкретно в этом случае это сработает. Во-первых, очень трудно верифицировать. Они заявляют, что у них точно все вошло, но никто точно не знает, вошло или нет, кто может это проверить? Во-вторых, есть популярный миф, что якобы в числе Пи, поскольку оно бесконечно, где-то встречается полная совокупность всего, в том числе «Война и мир» Толстого. Поэтому можно сказать, что в слове «Пи» уже тоже есть все мелодии, все тексты и так далее. Но никто этого до сих пор не проверил. Чисто теоретически механизм автоматической генерации возможен, но на данный момент еще никто не дошел до той стадии, где можно точно сказать, что все мелодии уже прописали. В конце концов, мелодия — это не только последовательность нот, это ритм, это выбранный инструмент. В современной коммерческой музыке, в первую очередь, всех интересует песня, а это также текст, аранжировка, подача материала. Непонятно, кто должен это сверять, кто в каком формате это должен вводить. Я думаю, что на данном этапе эта проверка бессмысленна. В итоге устанавливать истину придется судье, а также привлеченным экспертам. Возможно, как и во всех других судебных процессах, итог будет зависеть от качества представителя. Будут уже проверяться на плагиат как таковой. Никто не будет исследовать отдельно только два такта». Попали ли в сгенерированные комбинации уже созданные и защищенные авторскими правами мелодии, авторы проекта пока не сообщили. Сам алгоритм тоже находится в свободном доступе. Авторы опубликовали его на портале GitHub, который принадлежит Microsoft. Зачастую артисты не знают, что музыка в их песнях похожа частями или отдельными наборами нот, поэтому невольно нарушают авторские права. Вот что рассказал в интервью Business FM продюсер Иосиф Пригожин. Иосиф Пригожин продюсер «Всего семь нот, очень много схожести и похожести. За столько десятилетий написано столько разной музыки. Особенно сегодняшняя молодежь — она вообще старается не углубляться и исключительно берут просто, сдирают и все, и потом иди и доказывай. Есть какая-то доля правды в том, что ребята говорят, и алгоритм подтверждает. Я уверен, что мы найдем с вами миллион схожих песен. Бывает сидишь, слушаешь песню [и понимаешь]: ой, я где-то это слышал. Особенно [так бывает] у взрослых людей. Молодежь так далеко не заходит, она слушает актуальные вещи, например, день в день, что называется, и забыли. У нас аранжировщик есть Александр Давия, он хороший парень, сделал песню для Валерии, называется «Сердце разорвано». Мы вышли в эфир, песня уже крутится, и через полгода мы обнаруживаем песню в исполнении Полины Гагариной «Обезоружена, сердце разорвано». Он взял, сам себя скопировал, не подумав об этом, а уже здесь частота ротаций дает определенные результаты. У кого чаще ротация, у того и заметнее песни. И получается, что мы должны прийти к аранжировщику или композитору и предъявить ему претензию: «Ребят, вы что делаете? Вы сталкиваете артистов лбами». Они сами себя копируют, композиторы, не замечая этого. Вот и все. Должен быть какой-то хук. Сегодня музыка превратилась в математический алгоритм». Из-за авторских прав на мелодии судились Queen с Vanilla Ice, Coldplay с Джо Сатриани, Джордж Харрисон с Bright Tunes, Дидье Маруани с Филиппом Киркоровым. Маруани утверждал, что мотив песни «Жестокая любовь» была украдена композитором Олегом Попковым, который писал музыку для Киркорова. В итоге после экспертиз суд встал на сторону Попкова. Композитор прокомментировал разработку программистов. Олег Попков композитор «Оперировать только мелодией в отношении хита неправильно и непрофессионально. Я думаю, что это скорее какой-то элемент хайпа. Создать хит из одного отрезка мелодии без каких-то дополнительных вложений в плане интеллектуального труда и фантазии практически нереально. В этой практике работает только одна схема: кто первый, тот и прав. Кто первый зарегистрировал, тот и прав. В моем случае было именно так: я первый записал, первый зарегистрировал, поэтому оказался прав и выиграл это дело. На сегодняшнем этапе регистрируется только музыка и текст, как это происходит в Российском авторском обществе». Нарушение авторских прав на музыкальные композиции, грозит судом не только другим музыкантам, но также различным веб-сервисам и их владельцам. Весной 2014 года Sony Music, Universal Music и Warner Music обвинили социальную сеть «ВКонтакте» в распространении нелицензионной музыки. Против социальной сети было подано три отдельных иска в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они требовали обязать соцсеть удалить нелицензионные музыкальные файлы со своего сервиса и выплатить 50 млн рублей за материальный ущерб из-за нарушения авторских прав.

Программисты-музыканты сгенерировали «все возможные мелодии» и сделали их общественным достоянием
© BFM.RU