Войти в почту

Прогулка по линии Маннергейма

О том, что это за линия и для чего она была создана, знает, наверное, каждый. Еще в школьном курсе истории рассказывают об этой беспрецедентной финской линии укрепления, взять которую в советско-финской войне стоило очень многих жизней солдат, а по компьютерным расчетам она до сих пор считается неприступной. Люди тогда совершили невозможное дважды – сначала одни создали уникальную линию укреплений, потом другие все же сумели ее пройти. А вот о том, что сейчас по укреплениям той самой знаменитой линии Маннергейма можно просто погулять, знают немногие. Причем для этого даже не понадобится выезжать из России – свое начало она берет в Выборге. Не более получаса прогулки от центральной площади города, и вы попадаете к Панцерлаксу – мемориальному комплексу укреплений на территории Выборга. Вообще, комплекс бастионов Панцерлакс относится еще к средневековью, именно тогда тут появились укрепления на подступах к городу. Возведены первые укрепления были в конце шестнадцатого века, а само название в переводе означает «панцирь залива» или «щит залива». Часть входивших в комплекс укреплений зданий сейчас находится в жилой части Выборга, хотя их назначение и изменилось, а отдаленные укрепления на его окраине. Отсюда и начинается та самая знаменитая линия Маннергейма. При ее создании были использованы и старинные укрепления, часть которых создавались при Петре Первом, и особенности здешнего рельефа. Выдолбленные в гранитной скале переходы и укреп.точки были и до того, как Маннергейм решил заняться созданием своей линии обороны, но именно он объединил их в полностью единую систему на подступах к тогдашней Финляндии. Выборг на тот момент принадлежал финнам, а не был российским городом. Линия тянется отсюда через весь Карельский перешеек вдоль старой границы Финляндии, и всю ее, конечно, не обойдешь. Но пройтись и посмотреть стоит. Лучше всего гулять тут в теплое время года, когда земля достаточно просохла, или, наоборот, зимой, когда она схвачена морозом. В межсезонье прогулка выйдет поверхностной в прямом и переносном смысле – в большинство сохранившихся укреплений невозможно будет зайти из-за стоящей вокруг них и внутри воды. Линия Маннергейма сейчас полностью открыта для посещения, по укреплениям можно свободно гулять и заходить внутрь. Закрыты и заколочены только отдельные ее бастионы, пребывание в которых может быть опасно для жизни из-за разрушения стен. Также нельзя спуститься в часть ее нижних ярусов из-за постоянного их затопления. Полная длина линии Маннергейма составляет более ста тридцати километров, так что не стоит рассчитывать на прогулку на всем ее протяжении. Да это и не надо, на самом деле. Для того, чтобы получить представление об одном из самых знаменитых укреплений двадцатого века, достаточно погулять по той ее части, что расположена рядом с Выборгом. Обязательно стоит зайти внутрь ДОТов и отдельных укреплений, но для этого лучше включить фонарик – внутри свет есть только от входа, дальше ждет полная темнота. Если пойти сюда с экскурсией, можно узнать много интересного о самой линии, ее строительстве и использовании. А вот если хочется вдоволь нагуляться и сделать необычные фото, то лучше пойти самим, экскурсионная прогулка довольно сильно ограничена по времени. Впрочем, можно совместить одно с другим — сначала пройтись по укреплениям линии с экскурсоводом, а потом, уже после экскурсии, прогуляться самим. С линией Маннергейма связанно немало местных легенд, часть из которых основывается на искаженных фактах, а часть является образцами жутковатого современного народного фольклора, идущего от «черных археологов», чей интерес к этим местам более чем объясним. Например, по одной из таких «современных легенд», на укреплениях линии можно встретить призрака самого Карла Маннергейма, а по другой легенде под дном Финского залива от нижних ярусов укреплений проходила прямая ветка железной дороги до Хельсинки. Проходящая вблизи Выборга часть линии Маннергейма относится к так называемой «задней» части линии обороны. Тогда этот город находился достаточно далеко вглубь Финляндии с этой стороны, и между самим Выборгом и границей проходило еще две линии обороны – первая и средняя. Полная ширина линии укрепления составляла около 90 километров, сюда были включены три линии обороны и промежуточные участки между ними, включающие защитные рвы и лесные навалы. Появились эти укрепления, призванные по задумке защитить границу Финляндии от Советского союза, еще в двадцатые годы XX века. Всего в линию обороны Финляндии вошло около 280 огневых точек, большинство из которых были расположены ниже поверхности земли, их огнем обстреливались подходы к ним. Основная часть экспозиционных и хорошо сохранившихся укреплений находится на удалении от города, так что если захочется посмотреть на них, придется проехаться электричкой или машиной. Кстати, с выборгскими ценами на такси это может выйти не дорого по меркам жителей больших городов. Учитывая, что до дальних бастионов поездка составит от 30 до 50 минут ( в зависимости от того, куда соберетесь поехать), то цена будет в пределах 600-900 рублей в один конец. Для компании стоимость на каждого выйдет не большой, и, кстати, меньше, чем если ехать туда с официальной экскурсией. Фото автора

Прогулка по линии Маннергейма
© CBS MEDIA