Где селянину лечиться? Как на этот вопрос отвечает нацпроект
Как «оптимизировали» село В послании 2018 года, которое впоследствии стало основой для национальных проектов, президент Владимир Путин описал положение с медициной на селе так: «Оставили людей практически без медпомощи, ничего не предлагая взамен. Совет один – поезжайте в город – там лечитесь! Забыли о главном – о людях. Об их интересах и потребностях. Наконец, о равных возможностях и справедливости». Отсутствие медпомощи для сотен тысяч людей в нашей стране признавала и бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Хотелабы отметить, что населенных пунктов до 100 человек у нас 80 тысяч, и из них 8866 не имеют доступа к первичной помощи в доступности хотябы в течение часа»,– заявляла Скворцова в том же 2018-м. И вот уже в конце 2019-го года пресс-служба Минздрава распространила заявление, что в 480 населенных пунктах России с численностью населения более 100 человек существуют проблемы с доступом к медицинским учреждениям первичного звена. То есть, единственная возможность попасть к врачу – поездка в райцентр при нерегулярном транспортном сообщении. Но даже в селах, где есть медицинские учреждения, попасть к врачу бывает нелегко. Просто врачей там не хватает. Насколько велик дефицит медиков именно в сельской местности? Скворцова в 2019 году называла цифру – 29 тыс. специалистов, а спикер Госдумы Вячеслав Володин, выступая на VII съезде Союза медицинского сообщества в октябре 2019 года, отметил, что укомплектованность кадрами сельских медучреждений не превышает 50 %. Если в селе нет медика, то, сколько бы туда не отправляли средств, материалов, оборудования, результат будет один: «Медпункт закрыт. Лечить некому!». Нам поможет земский доктор Государственная программа «Земский доктор» родилась в 2012 году. Условия просты и понятны: молодой врач, до 35 лет, подписывает договор о переезде в сельский населенный пункт на 5 лет и получает 1 миллион рублей на приобретение жилья. Впрочем, контроля за целевым расходованием средств нет, и деньги можно потратить по своему усмотрению. Половину этих средств оплачивал федеральный бюджет, еще половину – регион проживания. В первый год программой воспользовались 7,7 тыс. врачей, еще через год количество снизилось до 4,3 тыс., к 2014-му году упало до 3.3 тыс. Проблему это не решило, но опыт признали успешным, и с изменениями и дополнениями программу продлили до 2020 года. Оказалось, что многие регионы не могут себе позволить единовременную выплату по полмиллиона. Тогда баланс нагрузки сместили в сторону федерального бюджета до 60 %. Возраст участников программы тоже неоднократно повышали вначале до 45, потомдо 50 лет и, наконец, с этого года земским доктором может стать специалист даже старше 50-ти. Суммы выплат в северных и отдаленных районах решили поднять до 1,5 млн, а в отдельных районах, например, в Мурманской области или Якутии, до 2 млн рублей. Воспользоваться программой отныне могут и специалисты со средним специальным образованием, но суммы выплат будут вполовину меньше. Решит ли это проблему? По мнению первого директора Федерального фонда ОМС Владимира Гришина, только отчасти. «Проблема не только в том, что ехать на село мало кто хочет. Были случаи, когда условия жизни и работы оказывались настолько тяжелыми, что врачи, переехавшие по программе, сдавали миллион и уезжали обратно в город», – отмечает эксперт. Он уверен, что миллион решает не все, на селе нужно создать нормальные условия для работы, строить специализированные помещения и оснащать их оборудованием, обеспечить достойную оплату труда и хорошие бытовые условия. «За время действия программы вселах нашей республики трудоустроились 545медиков. Деньги взяли все, но жилье вдеревне никто из нихтак и не купил, отработают срок ивернутсяобратно в город», – оценивает результаты программы председатель комиссии посоциальной политике Общественной палаты Бурятии Василий Михайлов. «Из 16человек, присланных кнам попрограмме, 12сразу ушли вдекретный отпуск, вакансии так незакрылись, не сомневаюсь, что остальные четверо в скором времени уедут, потому что миллион рублей сегодня ничего нестоит», – приводит пример заместитель главного врача поклинико-экспертной работе Кочубеевской ЦРБ Ставропольского края Алина Болгова. Программа «Земский доктор» не сможет кардинально решить кадровый вопрос сельской медицины просто по той причине, что медицинских специалистов не хватает не только в сельской местности, но и в городах. По данным Росстата, в 2019 году дефицит врачей в России составил 60 тысяч человек.Это говорит о том, что проблему нужно решать не только отдельно в сельской местности, но и в системе здравоохранения в целом. Что нам стоит ФАП построить Фельдшер – в городе специальность не самая почетная, но в сельской местности – персона одна из самых уважаемых. В случае чего – поможет, осмотрит, подскажет, проконсультируется с врачом и выпишет направление. Фельдшерско-акушерский пункт в условиях, когда одна поликлиника работает на полтора десятка населенных пунктов, играет ключевую роль в системе сельского здравоохранения. Создали систему ФАПов в нашей стране с благой целью – максимально приблизить медицинскую помощь к населению. С 2020 года в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение» они стали финансово более обеспеченными и независимыми. Если раньше ФАПы финансировались в рамках общей сметы базовой поликлиники, то сейчас фонды медицинского страхования обязаны перечислять фельдшерско-акушерским пунктам деньги по государственным стандартам в зависимости от численности обслуживаемого населения – 950 тыс. рублей при количестве проживающих до 900 человек и 1,7 млн при населении до 2000 человек. На бумаге, все просто замечательно, только ФАПов на селе катастрофически не хватает. По информации Минздрава, в селах и поселках с населением до тысячи человек не хватает 865 фельдшерско-акушерских пунктов, а в пунктах с населением до 10 тыс. человек– 169 амбулаторий. А из тех, что есть – половина не соответствует нормативам и требованиям. Говоря проще, находятся в аварийном состоянии или вынуждены работать в неприспособленных помещениях. По данным Фонда независимого мониторинга «Здоровье», в прошлом году водопровод был только у 55 % фельдшерско-акушерских пунктов; горячее водоснабжение – у 25 % центральное отопление – у 29 %, канализация – у 48 %, телефонная связь –у 73 %ФАП. По плану мероприятий федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», входящего в нацпроект «Здравоохранение» в 2019 году планировалось построить 432 ФАПа, которые уже с начала года должны были приступить к работе. На деле, только 199 из них были переданы в эксплуатацию к концу декабря. Еще 32 ожидают подписания актов приема-передачи. По 162 ФАПам сроки окончания работ были перенесены на 2020 год. А вот оставшиеся 39 ФАПов даже не начинали строить. Только 15 регионов России успешно справились с этим заданием, а значит, в остальных регионах больному селянину снова некуда будет идти лечиться. «Не будем забывать о том, что смертность сельского населения сегодня на 13,3 % выше городского. В этой ситуации создание ФАПов особенно актуально, и можно только сожалеть о том, что регионы не исполнили свои обязательства перед пациентами», – прокомментировал ситуацию глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. К 2024 году финансирование здравоохранения в России должно увеличиться вдвое —до более 4 % ВВП, заявлял президент России Владимир Путин в последнем послании Федеральному собранию. В майском указе глава государства велел обеспечить доступность для граждан организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь —в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях. Но чтобы реально изменить ситуацию с сельской медициной, финансирование необходимо увеличить не в два раза, а в десять – уверено большинство экспертов. Фото: Елена Мицих