Войти в почту

Группа «Трите души» и материализованная субстанция рок-н-ролла

Николай Кунцевич, он же Ник Рок-н-Ролл – знаковая фигура в отечественной альтернативной музыке. Его группа «Трите души» в 2020 году отметит 25-летний юбилей туром по городам России. Творчество коллектива не вмещается в привычные рамки и стили. Когда «Трите души» на сцене, зрительный зал превращается в бесконечное вневременное пространство, это не столько концерт, сколько необычное театральное действо с мистическим привкусом, гипнотической магией и бешеной энергетикой, проникающей в душу каждого, кто попадает в этот мощный поток. Фото из архива Николая Кунцевича Лидер группы «Трите души» Николай Кунцевич побеседовал с ИА «Уральский меридиан» перед началом юбилейного тура, который стартует 25 февраля в городе Серове Свердловской области. – Как родилась группа «Трите души»? – Это был 1994 год прошлого века. Я приехал в Тюмень к своей второй супруге Юлии Стригановой из Киева. На тот момент я пребывал в ужасном настроении. Подошла к концу история одного из моих прежних музыкальных коллективов, и я решил, что больше никогда в жизни не притронусь к тому, что называется рок-музыкой. Я был уверен, что в рок-музыке меня ничто больше не способно потрясти. Решил, что, в конце концов, надо пожить для семьи. У меня был полный раздрай, как внутри, так и снаружи. Но в одно прекрасное утро меня будит супруга и говорит: «к тебе приехали». Выхожу в прихожую и вижу двух незнакомых длинноволосых людей с мотоциклетными шлемами в руках. Ребята сказали, что они – группа из Свердловска и приехали, чтобы договориться о концерте. Примечательно, что из Свердловска в Тюмень парни прибыли на мотоцикле «Восход» без водительских прав. Фото из архива Николая Кунцевича Я был весьма удивлён, хотя думал, что меня уже ничто в этой жизни удивить не способно. Выяснилось, что один из моих гостей – гитарист Олег Румянцев, другой – басист Иван Шилко. В процессе общения я признался, что давно не был в Свердловске и предложил вместе сыграть в их городе. Олег Румянцев тут же подхватил идею, сказал, что работает в «Комсомольской правде – Урал», и может помочь с организацией концерта в свердловском рок-центре «Сфинкс». Предложение о совместном выступлении я высказал не всерьёз, но потом подумал, а почему бы и нет? Кроме прочего, меня взбодрил и тот факт, что есть ещё в мире такие люди, которые приезжают договариваться о концерте на старом мотоцикле без прав. Играть рок-музыку мне не особенно хотелось, но Олег уже договорился о выступлении, и я должен был сдержать обещание. Дома у Олега была аппаратура, гитары, всевозможные усилители. А у меня были тексты двух новых песен. Я попросил Олега подыграть – так появилась песня «Священник», текст которой я сходу встроил в музыку, сыгранную Олегом. Четыре дня мы с утра до поздней ночи репетировали программу, и её премьера состоялась 1 сентября в рок-центре «Сфинкс». На сцене со мной играли гитарист Олег Румянцев, бас-гитарист Иван Шилко и барабанщик Роман Осоченко. Далее, в том же 1994 году, был город Серов, куда нас пригласили на фестиваль. Я продолжал жить в Свердловске, репетировали мы в музыкальной комнате в общаге, которую для нас нашёл Василий Гуськов. Он стал нашим первым директором и вложил деньги в нашу первую гастрольную поездку. Фото из архива Николая Кунцевича – Перечисли самые знаковые этапы жизни группы за четверть века её существования. – В 1995 году мне позвонила из Москвы организатор концертов Светлана Ельчанинова. На тот момент у меня вышла виниловая пластинка, и Света пригласила меня выступить в московском клубе на улице Радио. К составу нашего коллектива присоединился Александр Колбасов. Тогда же директор Василий Гуськов назвал нашу группу «Трите души», это выражение было позаимствовано из творчества основателя мистического реализма в советской литературе Юрия Мамлеева, с которым я был лично знаком. Собственно, в 1995 году и появилась группа «Трите души» как таковая. На этом московском концерте присутствовала режиссёр популярной в те годы музыкальной телепрограммы «Чёртово колесо» Наталья Грешищева. Когда-то я принимал участие в её передаче со своей группой «Коба», поэтому Наталья была приглашена на концерт. Послушав нас, режиссёр сказала: «Мне кажется, Коля, эти ребята тебя понимают». И она оказалась права. В 1995 году я уехал в Магадан, где тогда жила моя мама, а в 1996 году благодаря Татьяне Павловне Погореловой, которая затеяла снимать фильм на Свердловской киностудии, вернулся в Свердловск, и история «Трите души» продолжилась. В конце 90-х – начале 2000-х группа почти всё время проводила в Москве. Состав изменился – из коллектива ушёл Александр Колбасов, к нам присоединился басист Иван Баженицкий. В те годы мы записали альбом, много выступали на концертах и фестивалях. Фото из архива Николая Кунцевича В 1999 году «Трите души» сыграли на крупном фестивале «Неофициальная столица» в московском ДК Молодёжи. По оценке экспертов, наше выступление стало лучшим в номинации рок-музыка. С нами тогда выступали «Ночные снайперы», Tequilajazzz, ансамбль «Ленинград», который в те годы только начал набирать популярность. После концерта ко мне подошёл лидер группы Tequilajazzz Женя Фёдоров и сказал: «Есть ещё порох в пороховницах!» На что я ему ответил: «Помнишь, я тебе когда-то говорил, что я – материализованная субстанция рок-н-ролла в этой стране?» Женя ответил, что так и есть. На протяжении четверти века у «Трите души» менялся состав коллектива, неизменными оставались только Иван Баженицкий и Олег Румянцев. В группе было много пертурбаций, были и моральные взлёты, и моральные падения. Мы записали альбомы «Падре» и «Половина 13-го», успели съездить во Владивосток, отыграть множество концертов. На сегодняшний день в состав группы, кроме Олега и Ивана, входят гитарист Михаил Колобов и барабанщик Дмитрий Дураков. Фото из архива Николая Кунцевича Говоря о последних важных событиях в жизни группы, не могу не отметить события прошлого года. Это поездка с концертами во Владивосток и, безусловно, фестиваль «Форма жизни» в Крыму, который организовала Людмила Рудык. Если говорить о музыкальной ипостаси «Трите души», мы созданы для того, чтобы проецировать в реальность наше сумасшествие, так мы понимаем музыкальный или рок-театр. – Какие ещё особенности присущи организму по имени «Трите души»? Насколько название группы, в котором присутствует мистический реализм, отражает суть творчества? – Мистический реализм – это художественный метод, в котором магические элементы встроены в реалистическую картину мира. В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Он использовался критиком Францем Рохом, и Лесной царь Гёте был мистическим – всё это понятно. Но если говорить о группе «Трите души», это коллектив, благодаря которому я могу путешествовать в те свои миры, которые были созданы когда-то Колей Кунцевичем, учеником 7 «Б» класса, когда Коля кривлялся перед зеркалом дома в Оренбурге со шваброй вместо гитары под музыку группы Sweet и пожелал стать знаменитым. Зеркало – это портал, и в этом меня никто не переубедит. Пожелание семиклассника Коли полностью сбылось. Фото из архива Николая Кунцевича Если вернуться к знаковым событиям в творчестве, то одно из них произошло в прошлом году – у группы наконец-то появился директор Антон Тарасов, который неплохо справляется со своими обязанностями. Антону 28 лет и неслучайно он именно из Владивостока – города, очень значимого для меня в плане творчества и энергетики. Это ли не мистический реализм? Ведь все мы «ходим по знакам». Главное, эти знаки видеть. Например, существуют некие знаки, которые запрещают группе «Трите души» применять в своём развитии некий «госстандарт». А именно – цепляться за концертные площадки, за радиоротации, за выпуск альбомов и синглов, как это многие делают. То есть, ставить себя на конвейер. Участники нашего коллектива встречаются весьма редко, так как я живу в Тверской области, а ребята – в Екатеринбурге, но, возможно, это тот самый случай, когда музыканты скучают по этим вибрациям, а я скучаю по роли актёра в своём коллективе. Наша группа – это скорее рок-театр нежели композиционно выстроенный ансамбль. На сцене этого театра я, наверное, и являюсь тем самым подростком, который загадал желание перед зеркалом, и портал выполнил желание точь-в-точь. Фото из архива Николая Кунцевича – В России существует немало рок-групп, которые крутят по радио и приглашают на крупные фестивали. Чего, по твоему мнению, не хватает таким коллективам и почему они, тем не менее, становятся популярными? – В стране сейчас практически нет групп, чьим творчеством я мог бы быть потрясён. И дело даже не в том, что многие коллективы как капли воды похожи друг на друга. Я считаю, что у каждого героя, который так или иначе позиционирует свою жизнь в стиле рок, должна быть какая-то история. Из тех исполнителей, что существуют сегодня, такой истории нет практически ни у кого. Их творчество не транслирует историю как таковую. Сакральна ли группа «Трите души», я не знаю, но я знаю точно, что аналогов нашему коллективу нет. Музыканты группы – обычные взрослые люди, имеющие семьи и детей, но, когда я нахожусь в их ареале, я начинаю отдавать себе отчёт, что мы все куда-то погружаемся. В какой-то иррациональный мир. Современным коллективам, на мой взгляд, не хватает некоей магии. При этом, они становятся популярными, но это не удивительно. В 1917 году большевики, чернь, пришли к власти и тоже завоевали популярность у народа. Соглашусь, что, к примеру, ансамбль «Ленинград» забавен, но получить популярность и деньги Сергей Шнуров сумел, именно играя на менталитете той страны, в которой мы, волею судеб, живём. Когда меня спрашивают, почему я не люблю Шнура, я отвечаю – потому что это мой классовый враг. Потому что он излагает свои песенки на языке тех, кого я презираю – определенную категорию людей. Не хочу никого обидеть, но эта категория называется жлобами. Ансамбль «Ленинград» профессионально заигрывает с той частью внешнего мира, с которой я не хочу иметь ничего общего. Наверное, отсюда и вся его популярность? В свою очередь, группа «Трите души», а также Азат из моего второго коллектива AZZZA помогают мне «досоздать» мой параллельный мир, за что я безмерно им благодарен. Сверхзадача группы «Трите души» – очень проста: каждый концерт нашего мини-тура или магического путешествия должен стать Событием. Зрителей будет немного, но они увидят честную игру тех людей, которые когда-то дали себе слово никогда не взрослеть. Мои музыканты хотя бы на время окунаются вместе со мной в мир, который, по сути своей, волшебен. Я могу точно сказать, что эти люди, так же как я, не изменили своим юношеским идеалам. Наш зритель увидит этих людей и почувствует эту магию. Фото из архива Николая Кунцевича В городе Серове, который 25 лет назад стал первым гастрольным городом для «Трите души», 25 февраля мы впервые выступим на театральных подмостках в настоящем театре. История группы «Трите души» и Ника Рок-н-ролла находится в начале середины пути. А без любви заниматься творчеством невозможно, равно как и без Игры с большой буквы. Фото из архива Николая Кунцевича График юбилейного тура группы «Трите души» 25 февраля – г. Серов «Квартирник», Драматический театр имени А. П. Чехова) 28 февраля – г. Нижний Тагил, Дворец культуры железнодорожников им. Гагарина) 1 марта – г. Тюмень, КТЗ «Байконур» 14 марта – Москва, «Олд Таун Бар» 15 марта – Санкт-Петербург, клуб «Ионотека» Новость по теме В Серове театрально отметят 25 лет творчества Ника Рок-н-Ролла Фото превью: из архива Николая Кунцевича

Группа «Трите души» и материализованная субстанция рок-н-ролла
© Уральский меридиан