Салон, Шекспир и лагерь поэтессы. Анна Радлова

Отчасти известность Радловой, связывают с деятельностью её знаменитого мужа (Сергея Радлова). Это несправедливо. Анна всегда и везде: в стихах и переводах, в литературных салонах, в театральной педагогике, была собой, и только собой. Фото: Iknigi.net Поскольку речь идёт о поэтессе, надо сразу сказать, что для нас, потомков, она оказалась в тени двух великих женщин, поэтов, Ахматовой и Цветаевой. Первая стала в жизни и в литературе непримиримым врагом и поводом для ленинградских "салонных" интриг. Петербургские 10-е, угарные, экзотические, бурно перешедшие в 20-е ленинградские... "Там жили поэты, и каждый встречал другого надменной улыбкой", - заметил как-то Александр Блок. В своём горьком стихотворении "Потомки", Радлова больше обращается к нашей памяти о пролитой тогда крови, а не о литературных приоритетах. Для неё - время "… когда эпоха пошла вовсю переставлять стулья" (В. Набоков) до самой Великой Отечественной войны прошла сравнительно благополучно. Жадная до поэтических жизней лапа режима, схватила её за горло гораздо позже. Фото: Supercoolpics.com А начиналась жизнь традиционно, легко и удачливо для интеллигентной девочки и молодой леди. Анна Дмитриевна Дармолатова родилась в Петербурге 15 февраля 1891 года в дворянской семье. Росла ребёнком капризным и даровитым, как и её младшая сестра, будущий художник и скульптор, Сарра Лебедева. Бестужевские курсы, обязательные для девушек из хороших семей привели её в круг поэтов первосортных, достаточно упомянуть Гумилёва и Кузьмина. У первого она начала печататься в легендарном "Аполлоне". С его лёгкой руки концертировала со своими стихами. Второй всю жизнь почитал её своей музой и посвящал стихи, не забывая водить в чудом возникший и долго просуществовавший, литературный салон "нужных" людей. Фото: Antiquebooks.ru Важный, определивший всю её жизнь шаг, был сделан раньше престижных публикаций — она вышла замуж в 1914 году за Сергея Радлова, крупнейшую театральную фигуру тех переимчивых времён. Радлов, как и его друг (позже враг), Мейерхольд, понимая, что несёт русская революция, принял её с холодным умом и смирившимся сердцем. Фото: news.myseldon.com Все свои театральные, студийные и литературные затеи Сергей Эрнестович Радлов умудрился перенести из "того" времени в "это", победившее. Какую цену пришлось заплатить, доподлинно неизвестно. Здравицы в честь НКВД в центральные газеты писал. Анна Радлова отрабатывала свой поэтический хлеб честно. С 1918 по 1923 годы она выпустила три поэтических сборника. "Соты", "Корабли", "Крылатый гость". Драму в стихах " Богородицин корабль". Драма была еретической, "хлыстовского помола". Её тянуло в "тот" Петербург, до катастрофы, когда в цене были мистические загибы и прозрения, когда можно было поиграть на звонком клавесине религиозных, эротических, апокалиптических тем и настроений. Когда слова "богема" и "декаданс" щекотали уши и ноздри, часто хватившие кокаина. Но как быть в другое время? Она была умна и нашла достойный выход. Переводы мировой классики. Это ничем не грозило. За это ратовал Горький. Фото:Ok.ru Прежний круг "эмоционалистов" переместился в её салон, вместе с Кузминым, Юркуном, Георгием Ивановым, актёрами и художниками, с которыми работал муж в театрах и студиях. Оба супруга были осторожны. Муж ставил спектакли в ленинградских театрах. Вполне успешно. Преимущественно, классику. Вёл актёрскую студию "Молодой театр", преобразовавшуюся с известными усилиями в Театр имени Ленинградского Совета . (Не путать с известным театром " Ленсовета", возникшим, в свою очередь из студии "Новый театр", к которому Радловы отношения не имели). Анна Дмитриевна была неизменным завлитом во всех начинаниях мужа. Но главное её занятие — переводы. Она бралась за Бальзака, Мопассана. За Шекспира! Критик Чудовский пел дифирамбы мужественности. К. И. Чуковский размазывал "дамские потуги" за грубость, примитивизм, непонимание природы поэтики "великого барда". Скандалы шли её стилю образованной советской барыни. Она расцветала, попадая в центр внимания, волнуя поклонников и ругателей, как и полагается светской львице в тех условиях. Недаром Радлову в 30-40-е годы сравнивали с Лилей Брик, почитали даже заменой уехавшей Зинаиды Гиппиус. Фото: leg-devyatkin.livejournal.com Два десятилетия она, по возможности достойно несла бремя кавалерственной дамы. При этом, в отличии от Брик, постоянно работала над переводами, и в театре. А вот личная пикантная драма, точь-в-точь напоминает коллизию Осипа и Лили Бриков. Только не Маяковский, а Покровский Корнелий Павлович явился третьим участником интриги с четой Радловых. В 1926 году Анна Дмитриевна разводится с Сергеем Эрнестовичем. Покровский живёт в квартире Радловых. Смешно, но таковы были нравы. Да и с жилплощадью, сами понимаете. Упоминание об этой чёрточке биографии спокойно можно было опустить, но уж слишком похожи трагические финалы, разрешившие пикантные ситуации. Маяковский стреляется в 1930 году, оставляя известное письмо и завещание. Покровский стреляется в 1938 году, в депрессии, боясь ареста, и оставляет письмо обоим Радловым. Трагифарс? Нет — это клеймо необыкновенного страшного и затейливого на всяческие злодейства времени. Не напрасно Анна Дмитриевна бралась за Шекспира. Так или иначе, она остаётся с Радловым и они продолжают общий "театральный роман". Дальше в их жизни всё время слышится крик судьбы: не успели! Опоздали! Действительно, театр не успевает эвакуироваться в роковом 1941-ом из Ленинграда. Они продолжают играть в блокадном городе! В 42-ом, через Ладогу их увозят и в марте они оказываются в Пятигорске. А в июле кавказский курорт внезапно захватывают немцы. По словам очевидцев - актёров, во время репетиции. Дальнейшие события мрачны, в них не хочется верить , но было так: Радлов договаривается с немцами о том, что труппу не распускают, и она будет работать дальше. На немцев. Их отправляют в Запорожье. Они играют там. Шекспира, кстати сказать. Так сохранены жизни. В феврале 43-го их отправляют в Берлин. Конец войны театр и супруги встречают на юге Франции. Переезжают в Париж. Договариваются с советской миссией о возвращении на Родину. Возвращаются. Получают по десять лет лагеря за измену… Что и следовало ожидать. В Переборском лагпункте под Рыбинском Радлов руководит самодеятельным театром. Она учит зэков - актёров сценической речи… Живут каким - то образом супруги в одной комнате. Судьба издевательски обеспечивала её столь любимым комфортом, в лагерной грязи… Фото: Yarwiki.ru В 1949 году её настиг инсульт. Похоронена в окрестностях деревни Стерлядево. Радлову удалось поставить на могиле чугунный крест. Но и после смерти у неё всё непросто. Место захоронения утеряно, потом найдено местными сознательными школьниками. Крест был украден, сейчас на могиле — мраморная благородная глыба. Фото: pom-necropol.ru Она была посмертно реабилитирована в 1958 году. Радлов тоже. Он работал позже в театрах Риги и Даугавпилса. Умер в 1958 году. Она не прочитала "Поэму без героя" Ахматовой, где в первой главе дьявольского Петербургского карнавала 1913 года, являются в невообразимый зал герой и героиня, чертовски похожие на неё и Кузмина… Вся жизнь этой женщины, поэтессы, красавицы, законодательницы, руководительницы, похожа на какую- то мистификацию. В каждое время разную, для каждого случая приготовленную и поданную к столу современников. Ничего не поделаешь, эпоха.

Салон, Шекспир и лагерь поэтессы. Анна Радлова
© Ревизор.ru