Эффект Пигмалиона: почему похвала является залогом успеха
Похвала, а точнее ожидание от человека высоких результатов может творить настоящие чудеса. Даже вчерашние двоечники, которых заверили в том, что они отличники, вдруг начинают лучше усваивать материал и действительно выбиваются в лидеры. Это подтвердил и эксперимент американских психологов да и сама жизнь. «Пигмалионы» за партами Этот психологический феномен описал, изучил и назвал американский психолог Роберт Розенталь. Как гласит «Большой психологический словарь» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, в 1968 году Розенталь вместе со своей коллегой Ленор Якобсон провел в одной из школ США любопытный эксперимент. Согласно сценарию исследования, психологи заверили учеников старших классов в том, что те подверглись тщательному изучению. Якобы ученые на основе достоверных данных пришли к выводу, что 20% подростков в течение года будут отлично учиться и успешно сдадут экзамены. На самом же деле «отличников» Розенталь и Якобсон указали наугад. Тем не менее прогноз психологов и в самом деле оказался верным. Это невероятное на первый взгляд явление Роберт Розенталь назвал эффектом Пигмалиона. По словам авторов издания «Мифология за 30 секунд» (под редакцией Роберта Сигала), в своем решении, касательно названия феномена, Розенталь руководствовался пьесой Бернарда Шоу «Пигмалион», в которой некий профессор «превращает» бедную цветочницу в прекрасную аристократку. При этом немаловажным фактором является признание цветочницы в высших кругах общества. Почему так происходит? Хорошие результаты в освоении школьной программы во время эксперимента, проведенного Робертом Розенталем и Ленор Якобсон, можно объяснить по-разному. Так, Рольф Добелли, автор книги «Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди», утверждает, что все дело в преподавателях, которые были поставлены в известность насчет «успешных» учеников, но так же, как и они, не догадывались о том, что Розенталь и Якобсон назвали их наугад. Добелли считает, что после объявления психологов учителя невольно стали уделять больше внимания потенциальным «отличникам», что и сказалось на успешности их обучения. Однако Александр Шеметев, автор издания «Самоучитель по антикризисному управлению для директоров и владельцев фирм», придерживается иного мнения. Шеметев пишет о том, что в данном случае вера в себя явилась мощным базовым мотивом, благодаря которому старшие школьники и добились высоких результатов. Александр Шеметев уверен в том, что если человеку «ставить планку выше», он обязательно ее достигнет. Если же кому-то все время говорить, что он глуп и ни на что не способен, то этот кто-то непременно станет вести себя именно таким образом. Применение эффекта в жизни Благодаря эффекту Пигмалиона можно улучшить показатели практически в любой сфере деятельности человека. Так, Дэниэл Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе» описывает успешное использование данного психологического феномена на флоте. По словам Гоулмана, командование флотом не пылало чувством симпатии к так называемым «свистунам» — матросам, которые имели «малопочтенный» послужной список. Однако в какой-то момент старшины заявили «свистунам», что отныне они будут относиться к ним как к «отличникам» службы. И вдруг горе-матросы стали проявлять себя с наилучшей стороны, в их адрес уменьшилось количество взысканий, и даже внешний вид «свистунов» стал чуть ли не образцовым. Дэвид Гейдж, автор издания «Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе», утверждает, что эффект Пигмалиона позволяет школьникам лучше учиться, сотрудникам больше успевать, а пациентам выздоравливать. Гейдж сообщает, что ожидания одного человека в отношении другого проявляются как самоисполняющееся пророчество. Однако последний психологический феномен имеет и обратную сторону. Например, если кто-то будет все время говорить студенту о том, что тот не сдаст экзамен, то этот студент и вовсе перестанет готовиться. Зачем стараться, если все равно не сдашь?