Диана Вишнева: каждый спектакль фестиваля Context уникален

Народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева дает старт уже восьмому ежегодному фестивалю современной хореографии Context. Diana Vishneva. Родившийся из желания обратить внимание на молодое поколение постановщиков, смотр вырос из трех дней до круглогодичного цикла, с разножанровыми спектаклями ведущих танцевальных трупп мира в афише, а также лекциями и мастер-классами. О программе самого продолжительного в истории фестиваля Context. Diana Vishneva, его точках роста и собственном возвращении на сцену артистка рассказала в интервью ТАСС. — Диана, в афише фестиваля Context. Diana Vishneva — творческие команды из Канады, Израиля, Италии и представители Перми. Как происходит отбор участников? — При каждой возможности я смотрю новые спектакли, когда бываю в том или ином городе на гастролях или путешествуя. Часто я специально езжу смотреть определенные постановки, которые кажутся мне наиболее интересными для фестиваля. Также и моя команда постоянно следит за международными премьерами и отечественными новинками, часто выезжает в города России и Европы, чтобы видеть спектакли живьем. После мы обмениваемся мнениями и уже принимаем решение о включении спектакля в программу. Сделать выбор не так просто: какую линию взять, как выстроить программу. Но план уже сформирован до 2022 года, и есть танцевальные компании, которые ждут своего времени, чтобы правильно вписаться в контекст. Это очень тяжелый труд и в то же время невероятный творческий процесс. Ты приобретаешь контакты не просто профессиональные, а дружеские. Вот эти долгосрочные связи и закладываются в основу нашей программы. Творческие люди — очень чуткие, и когда они окружены не только организационным порядком и дисциплиной, но и любовью и знанием своего дела, то, конечно, они хотят возвращаться, продолжать сотрудничество, сотворчество. — Будут ли премьеры? — Конечно, международная программа вся — российские премьеры. — Можете что-то выделить особенно? — У нас получается так готовить программу, что каждый спектакль уникален. И это не просто громкие слова. Например, впервые в Россию приедет компания Кристал Пайт с русским "Ревизором", созданным на стыке танцевального жанра и драмы. Будет Охад Наарин, который выступает сам, еще и в новом для нашего фестиваля жанре спектакля-кабаре. Мы покажем небольшой бенефис Пермского театра, который в столицах очень любят, — спектакль "Шут" возобновляют специально для фестиваля, а "Шахерезаду" Москва и Петербург увидят впервые. У нас интересные молодые хореографы из Израиля и Италии: Эляль Дадон и Кристиана Морганти. Последняя долгие годы была артисткой в труппе Пины Бауш, о которой ее спектакль-лекция. — Уверена, "Шахерезаду" зрители ждут, ведь она будет означать ваше возвращение на сцену Context. Diana Vishneva после декретного отпуска. — Да, я очень рада вернуться и участвовать вновь не только как организатор и художественный руководитель, но и в качестве балерины. Буду танцевать "Шахерезаду" с новым партнером — Эваном МакКи. Про сам спектакль я могла бы рассказывать бесконечно, настолько он произвел на меня сильное впечатление. Алексей Мирошниченко проделал огромную работу, чтобы оживить на сцене историю любви последних правителей Ирана — Мохаммеда и Фарах Пехлеви. И передать ее очень тонко, метафорично, с уважением к истории. Это масштабная, эпическая история, которая и сделана масштабно. Мы никого не изображаем, а стараемся соответствовать тому времени и тем людям таким, какими они были. Каждую сцену мы досконально разбирали и учили по несколько дней. В каждой много нюансов в плане мизансцен, переходов, связок, даже просто акцентов на взгляды, позы. Во всем этом очень интересно разбираться, искать себя, свою Фарах, при этом не забывая о документальных фактах. Я очень рекомендую посмотреть этот спектакль. Ведь не так часто на театральной сцене можно увидеть настолько живые, по историческим меркам, сюжеты. А музыка Римского-Корсакова, возможно, как и мне, откроется вам с новой стороны. В ней уже не слышишь той достаточно жестокой, даже кровавой истории Шахерезады. — Из биографий ряда великих артисток балета мы знаем, какой риск для карьеры они видели в создании семьи. Были ли у вас какие-то опасения? — Не знаю, с чем это связано — или с моим логическим подходом во всем и всегда, или это такая прописная линия моей жизни, — но все случается вовремя. Я очень сознательно подходила к рождению ребенка. Возможно, я немного затянула с этим (Диана родила первенца Рудольфа в 41 год — прим. ТАСС), но в тот момент случился переходный этап в моей карьере: я закончила свою 13-летнюю историю сотрудничества с ABT (Американским театром балета — прим. ТАСС), немного поменялся мой репертуар в Мариинском театре. Что-то во мне созрело, переросло и, конечно, с ребенком возродилось. Сейчас все закольцевалось в гармонию семьи, профессии и роста как личности, создателя и организатора фестиваля. Ведь фестиваль — это тоже своего рода ребенок, которому уже восемь лет. — Давайте поговорим о ваших фестивальных детях — молодых хореографах, которых вы находите благодаря конкурсу. — С этого и задумывался фестиваль — обратить внимание на молодое поколение. Помочь им в развитии и реализации. Крупные театры хотят, чтобы к ним приходил уже сформировавшийся хореограф. Но так не бывает, молодому постановщику где-то нужно оттачивать мастерство, пробовать и набираться опыта. Все это возможно в камерном пространстве в формате лаборатории. Из этой мысли и родился наш конкурс. Причем в первые годы мы приглашали тех хореографов, которых знали лично. Спустя время мы пришли к формату конкурса с отбором заявок и жюри. — Удается ли следить за их дальнейшей творческой судьбой, в чем-то помогать? — Конечно. В последнее время все чаще видим их на афишах крупных театров, среди участников популярных телевизионных шоу на ведущих российских каналах. Я замечаю, как они выросли, вышли на совершенно иной уровень понимания себя в профессии, обрели свой почерк. Их точно уже нельзя назвать молодыми хореографами. Мы приглашаем их показать свои новые работы в рамках фестиваля. А некоторых из финалистов я приглашала создать постановки для открытия своей студии танца Studio Context в Петербурге. Если говорить о помощи, то один их ярких примеров — финалист прошлого года Кирилл Радев, получивший стажировку, который пять лет прорывался на конкурс, и только к пятому году мы увидели его созревшим. Так что даже на этапе отбора заявок это не просто определение: кто-то лучше, кто-то хуже. Кому-то нужно время, и мы общаемся, даем советы. Наше сообщество постепенно растет. Это движение и образовательное: молодые хореографы посещают все мастер-классы, лекции, кинопоказы и спектакли в рамках фестиваля. — Как артистка вы бы доверились им? — Премьера новой версии "Петрушки" в Перми в 2017 году как раз была работой победителя первого конкурса — Владимира Варнавы. Сейчас он сделал уже немало постановок и в Мариинском театре, и на драматической сцене. В том числе работал с Ингеборгой Дапкунайте и Чулпан Хаматовой именно в драматических спектаклях. — Обычно фестивали стараются ограничить каким-то временным периодом и географической локацией. Ваш же смотр разворачивается в двух городах и практически на протяжении года: старт приема заявок на конкурс хореографов в феврале, показы в июне-июле, а также в октябре. Почему так? — Мы перешли на сезонный формат, чтобы легче получить те работы, которые хотели бы привезти и показать, но не опираясь при этом только на конкретную неделю или месяц, в который проходит фестиваль. В этом смысле график фестиваля стал гибче. — Какой будет система продажи билетов? Смогут ли зрители в Москве или Петербурге приобрести абонемент на все показы в своем городе? — В этом году мы решили не делать абонементов. Это связано с тем, что у программы фестиваля две части — летняя и осенняя, между которыми довольно большой разрыв. Билеты на Context. Diana Vishneva, как и всегда, можно приобрести на официальном сайте contextfest.com. В этот раз будет три выпуска билетов в продажу. С 11 февраля стартовала первая часть, включающая все ценовые категории, на постановки основной программы фестиваля. Узнать о выпуске следующей можно, подписавшись на рассылку Context friends, или следить за новостями в социальных сетях фестиваля. — Это будет уже восьмой по счету смотр. Остаются какие-то нереализованные идеи? — Из трех дней фестиваль вырос до недели, из недели — в фестиваль двух городов. Потом это расширилось до месяца, и теперь уже круглогодичный проект. Если сказать, что все реализовано, то можно закрывать фестиваль. Есть огромное количество планов, и возможности растут: мы стали заметны, нас хотят видеть, в том числе в регионах. Все хотят коллаборировать: музеи хотят делать картины пластическими, "оживлять" их, хореографы хотят говорить, драматические актеры вливаются в хореографические спектакли… Фестиваль приобретает совершенно иной масштаб. — Вы упомянули регионы. Есть ли мысли о расширении? — Я думаю, что это ни к чему. Хореографическая база все равно стекается в центр — Москву и Петербург. В регионы мы выезжаем на гастроли с отдельными спектаклями Context. — Диана, где зрители смогут вас увидеть вне фестиваля? — В скором времени снова буду выступать в Париже с компанией Мориса Бежара в балете "Болеро". Исполнять это произведение — очень эксклюзивное право. После возвращаюсь в родной Мариинский театр, танцую одну из моих любимейших ролей — Анну Каренину хореографа Алексея Ратманского. Затем у меня выступления в Америке, где исполню хореографию Марты Грэм, после выступаю в Новосибирске на 75-летии театра оперы и балета вместе с одним из моих любимых партнеров Владимиром Малаховым, а также меня ждут в Японии, где выступлю с Орели Дюпон в постановке Охада Наарина. И уже будет подготовка к фестивалю и "Шахерезаде". Беседовала Анастасия Силкина

Диана Вишнева: каждый спектакль фестиваля Context уникален
© ТАСС