От реновации и метро до туризма и выставок: основные векторы развития столицы в 2020 году
В начале года стало известно, что Москва вошла в пятерку городов с высоким качеством жизни, согласно рейтингу World’s Best City Brands 2020. Аналитику представило агентство Resonance Consultancy, за оценками которого следят инвесторы во всем мире. Успех Москвы объяснили в том числе повышением комфортности городской среды, развитием авиаузлов, поддержкой культуры и индустрии развлечений. «Вечерняя Москва» попросила глав ряда ведомств ответить на три вопроса. Повышаем уровень жизни Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: 1 Главное для оценки итогов года — то, как выполняются наши ключевые программы: реновация, развитие транспортной инфраструктуры, комплексное развитие районов, редевелопмент промзон. Так, Москва — один из первых регионов России, где активно началась реализация инициативы президента России Владимира Путина по увеличению темпов строительства жилья в стране. При этом одна из ведущих ролей в вопросах обновления жилфонда отведена реновации. Благодаря ей мы выполняем целый ряд задач: переселяем людей из ветхого жилья в комфортные и более просторные современные квартиры, обновляем инженерные коммуникации, строим новые соцобъекты, проводим комплексное благоустройство территорий. Мы формируем новый образ жизни, соответствующий самым высоким стандартам. 2 В 2020-м продолжим работу по главным направлениям. В частности, по развитию транспортной инфраструктуры. Увеличение протяженности метро в полтора раза, ввод сотен километров новых дорог, в том числе межрайонных связей, интеграция в городскую систему сети железных дорог, новые артерии, такие как МЦК и МЦД, за последние восемь лет уже повысили транспортную доступность всех районов столицы. В планах — завершение строительства Большой кольцевой линии метро, хорд. 3 Москва открыта к обмену опытом. Например, регионам может быть интересна наша программа редевелопмента промзон. Благодаря возвращению в оборот территорий бывших промышленных зон Москва получила площадки для строительства в пределах городской черты. В рамках комплексного развития все городские территории мы выводим на один уровень по части обеспечения всей необходимой инфраструктурой, включая доступные соцобъекты, создание новых рабочих мест — это снижает маятниковую миграцию. Характерный пример такого развития — бывшая промзона ЗИЛ. Территория фактически в самом центре столицы была полностью потеряна для ее экономики и общественной жизни. Теперь здесь создается комфортабельный район с жильем, офисами, соцобъектами, новым парком «Тюфелева Роща», завершается благоустройство набережной. Начать с удобной инфраструктуры Рафик Загрутдинов, руководитель Департамента строительства Москвы: 1 При возведении современных объектов и сопутствующей инфраструктуры основная цель — чтобы Москва становилась городом, удобным для жизни. Чем это измерить? Созданием комфортной транспортной сети, новостроек с благоустроенными дворами, повышением доступности объектов культуры, досуга и спорта, созданием новых центров притяжения и приложения труда... Метростроение сейчас в приоритете: с появлением новых дорог и веток метро объем инвестиций в развитие городских территорий возрастает на 50 процентов. За прошедший год введено 17,9 километра линий, 8 станций и электродепо. Открыты участки Сокольнической и Некрасовской линий метро. Продолжались работы по самому масштабному проекту в истории московского метростроения, Большой кольцевой линии: новое 70-километровое кольцо из 31 станции должно «замкнуться» в 2023 году, пройдя через 25 районов. Ежегодно в Москве появляется около ста километров дорог. 2 Основная задача — обеспечить шаговую доступность к ключевым видам общественного транспорта. В первую очередь — к метро. К 2024 году благодаря продлению линий и строительству новых предусматривается фактическое увеличение вдвое существующей системы метрополитена — протяженность составит около 560 километров, а количество станций возрастет до 306. Это обеспечит шаговую доступность метро для 95 процентов москвичей. Ключевым проектом ближайших лет в развитии улично-дорожной сети станет строительство радиальных маршрутов через город: появятся три новые хорды и рокада. 3 Мы изучаем опыт ведущих городов, при этом Москва сегодня — единственный в мире мегаполис, где темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий. Решение вопроса загруженности транспортной системы столицы невозможно без интеграции с дорожной сетью Московской области. Реконструкция МКАД и вылетных магистралей позволила разрешить эту задачу. Вылетные магистрали интегрированы с соответствующими шоссе в области. В 2020–2022 годах будут запроектированы и построены пять развязок на МКАД. На нас равняется Париж Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий Москвы: 1 Важнейший итог работы всего коллектива нашего департамента — практически полное выполнение намеченных планов по комплексному развитию новых территорий. Именно комплексный подход обеспечивает людям комфортную, достойную жизнь. Вместе с жильем новоселы Новой Москвы обретают работу, налаженное транспортное обеспечение, доступность в получении медицинских и социальных услуг, возможность определить детей в детсады и школы. С 2012 года в эксплуатацию удалось ввести не менее 70 зданий, включая 17 школ, 44 детсада. 2 Мы строго следуем планам дальнейшего развития, я убежден, что динамика строительства социнфраструктуры в Новой Москве будет только расти. В период с 2020 по 2022 год мы планируем удвоить количество новых соцобъектов, то есть за три года построить примерно столько же, сколько за минувшие семь с лишним лет. До 2035 года только детсадов в Новой Москве должно насчитываться 300, а школ — 110. Новая Москва — это часть столицы. А это значит, что жители самых молодых округов должны в полной мере ощущать на себе стандарты столичной жизни. В том числе по уровню благосостояния семей — в этой связи одним из приоритетов является создание новых рабочих мест. К настоящему времени в Новой Москве уже создано более 140 тысяч новых рабочих мест. Ежегодно вводится не менее 700 тысяч «квадратов» коммерческой недвижимости, обеспечивающей прирост новых мест приложения труда. Устроиться на работу в Новой Москве можно в любой отрасли. Еще одно направление сосредоточения наших усилий — ускоренное развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Без этого невозможно возведение значимых объектов. Финансирование предусмотрено Адресной инвестиционной программой города. Так что, как в песне поется, «сделать нам еще предстоит больше, чем сделано». 3 Вместе с коллегами посещаем крупные международные форумы по нашей градостроительной тематике. Это дает возможность изучить передовые практики. Много общего в подходах мы нашли в проекте «Большой Париж», интересен китайский опыт по созданию транспортной инфраструктуры. Однако мы не стремимся копировать кого-либо. У нас существенные различия в размере территорий, самом менталитете, природных и финансово-экономических условиях и возможностях, в уровне развития технологий. Надо признать, мы тоже достигли неплохих результатов, так что уже наш опыт востребован теми же французами. Искусство для всех и каждого Александр Кибовский, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Москвы: 1 Москва, как крупнейший культурный мегаполис, объединяет множество групп людей с очень разными культурными предпочтениями, и наша основная задача — чтобы каждый человек мог максимально удовлетворить свои эстетические запросы и реализовать свой творческий потенциал. Так, для одних самым заметным событием 2019 года стал Год театра: у нас состоялось более 300 премьер, театры активно гастролировали по стране и за рубежом. Заработали новые программы «Театр в школу», «Театр в район». Для тех, кого интересуют музейные экспозиции, в городе ежедневно (!) открывается 3–4 выставки; после реставрации был воссоздан в своем первоначальном великолепии уникальный Грот в Кускове; весной 2019 года около 400 тысяч человек посетили выставку «Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже. В рамках проекта «Искусство детям» за последние два года отремонтировали и переоснастили, в том числе закупив более 800 роялей, 113 школ искусств, где учатся десятки тысяч ребят, и для их семей это крайне важно. На этот год запланировано продолжение ремонта художественных школ, библиотек. 2 Главное, повторю, чтобы огромная инфраструктура, которая включает около трех тысяч адресов, работала в интересах всех москвичей. Искусство — не элитарная категория для группы эстетов, хотя вкусы утонченной публики, безусловно, в Москве знают и ценят. Еще одна цель — чтобы московская культурная жизнь становилась все более притягательной для туристов, и они сознательно выбирали город для посещения, например, выставок мирового уровня, таких как экспозиция работ Сальвадора Дали. 3 Мы с интересом следим за тем, что делают коллеги, хотя это уже происходит не в стиле Петра I, учившегося в Голландии: сейчас Москва самодостаточна, многие наши начинания адаптируются под региональный формат, например, схема бесплатного посещения детьми музеев. С другой стороны, нам интересен западный опыт, скажем, экстерната для учащихся творческих направлений. Зоны деловой активности Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы: 1 Целый комплекс факторов находится под непрерывным пристальным наблюдением Департамента инвестиционной и промышленной политики — объем инвестиций, привлеченных в Москву, место столицы в рейтингах инвестпривлекательности, городская индустрия — количество работающих крупных и средних предприятий, объем производимых ими товаров и многое другое. Так, в 2019 году столица в очередной раз возглавила рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ от агентства RAEX. Во многом благодаря Москве Россия заняла 28-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2020 (что на три позиции выше, чем годом ранее). Мы опередили Японию, Францию, Швейцарию. Объем иностранных инвестиций в Москву приблизился к 250 миллиардам долларов. Мы локализовали в городе множество новых промпредприятий, открыли дополнительные линии на уже действующих производствах. 2 Главный вызов — продолжать развивать город, промышленность, бизнес-климат. И делать это гармонично, так, чтобы столица с каждым годом становилась комфортнее для жизни и работы. 3 При разработке проектов мы всегда смотрим на опыт иностранных городов и субъектов РФ. Например, в Лондоне в рамках повышения инвестпривлекательности устанавливаются зоны деловой активности с льготным налогообложением. Срок существования такой зоны — десять лет с возможной пролонгацией. Фискальный режим включает в себя освобождение от налога на имущество для новых промпредприятий на старых площадках и др. Целый пакет льгот предоставляют региональные власти в США, Франции. Но мы, конечно, идем своим путем, а не просто копируем мировой опыт. Так, резиденты ОЭЗ «Технополис «Москва» получают льготы по налогу на прибыль и на имущество, льготные ставки аренды и выкупа земель. Экономия высокотехнологичных компаний — резидентов ОЭЗ составляет до 47%. Целый спектр мер финансовой поддержки, субсидии и займы (от 2 до 5% годовых), действует для крупных и средних предприятий Москвы. По итогам 2019 года мы заключили договоры на субсидии в общей сложности на 624 миллиона рублей. Это реальная поддержка предприятий рублем. Услышать поколение миллениалов Екатерина Проничева, председатель Комитета по туризму Москвы: 1 В 2019 году столицу посетило рекордное число путешественников — более 25 миллионов. При этом вклад туризма в бюджет города за восемь лет увеличился почти в четыре раза — по итогам 2019 года отрасль принесла 147 миллиардов руб лей в виде налоговых поступлений. А цифра туристского, экскурсионного и фестивального потребления, то есть сколько потратили туристы, перешагнула рубеж в триллион рублей. В прошлом году Москву назвали лучшим туристическим направлением. Мы выиграли одну из самых престижных премий в тур индустрии World Travel Awards. К слову, в этом году финал этого «туристического «Оскара» впервые пройдет в Москве. 2 Сегодня традиционная модель туризма, в которой люди путешествуют, чтобы увидеть основные достопримечательности, уходит на второй план. Туристы хотят исследовать город и узнавать его таким, каким видят его сами жители. Путешествовать по принципу live like a local уже давно стало трендом. Мы видим, как меняется сам турист и его поведение. Самые активные путешественники сегодня — поколение миллениалов в возрасте до 34 лет. На них приходится более трети от всего потока российских туристов и более половины — от общего числа гостей из дальнего зарубежья. Потребности туристов-миллениалов отличаются от привычных: их привлекает насыщенная фестивальная повестка, они едут в столицу за впечатлениями, которые должны быть уникальными. Потенциал Москвы в этом контексте огромен. И наша задача — рассказывать, как изменилась Москва, показывать ее неповторимость, в том числе молодой аудитории через различные каналы коммуникаций. 3 Мы анализируем лучшие практики по развитию индустрии гостеприимства многих городов от Европы до Азии. Однако мы понимаем, что Москва по-своему уникальна, и это тоже надо учитывать. Мы тесно сотрудничаем со Всемирной туристской организацией ООН — ЮНВТО. Для нас важно находиться в тесном контакте с профильными управлениями и офисами по туризму мировых столиц. Так, осенью прошлого года мы подписали меморандум о взаимопонимании с Сеульской туристской организацией. И это лишь часть той работы, которую мы проводим, чтобы Москву во всем мире называли лучшим городом Земли! Читайте также: Названы главные темы Московского урбанистического форума — 2020