Телега жизни: почему вологжан начало тянуть в Телеграм
Одним из самых быстрорастущих сегодня информационных сегментов интернета являются телеграм-каналы. «Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать. И, презирая лень и негу, Кричим: пошел! . . . . Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней. И, дремля, едем до ночлега — А время гонит лошадей». А.С.Пушкин Каждую неделю в мировой паутине появляется от 10 до 20 новых информационных телеграм-рупоров и, если еще два года назад ссылка официальных СМИ на информацию телеграм-канала считалась моветоном и не заслуживала доверия, то сегодня прочесть новость, размещенную на ресурсах серьезного информационного агентства, в которой «Телеграм» указан в качестве первоисточника, стало вполне обыденным. Условно телеграм-каналы можно поделить на две категории. Первая, это так называемые каналы-сателлиты различных СМИ. К примеру, ИА «Ранпресс», как и большинство информационных агентств, телевизионных и печатных изданий, тоже имеет свой телеграм-канал. Работа таких сателлитов может попадать под действие законодательных актов, которые регулируют деятельность СМИ. Вторые – это, так называемые, информационные каналы-вбросы. Именно о них мы и поговорим, потому что по популярности их превосходят только кулинарные телеграм-каналы. Каналы-вбросы - это информационные ресурсы, на которых можно прочесть ту информацию, которую вы нигде не встретите по нескольким причинам. Как правило, эту информацию нельзя легализовать, то есть взять подробный комментарий, как положено «приличным» СМИ. Связано это с тем, что вся подобная информация, как правило, подпадает под действие закона. Например, подписку о неразглашении врачебной тайны или тайны следствия. Кроме того, после принятия ответственности за распространение информации, порочащей деятельность власти, в России уже есть прецеденты с серьезными штрафами, наложенными на граждан, посмевшими опубликовать свое мнение в соцсетях. Главный же плюс телеграм-каналов – их анонимность. Вообще деанонимизация телеграм-каналов в последнее время стала отдельным повальным увлечением. К примеру, на минувшей неделе деанонимизации подверглись такие крупные федеральные телеграм-каналы, как «Кремлевский Безбашенник» и «Футляр для виолончели». Новым нападкам подвергся самый влиятельный российский телеграм-канал «Незыгарь». А вологжане уже практически год разгадывают ребус, кто стоит за вологодскими телеграм-каналами «Вологодской Канвой», «Вологодское маслице» и «Вологодское кружево». Типичные примеры сообщений телеграм каналов. «Вологодской канвой»: «Кажется, политическая карьера Юрия Кузина бывшего мэра Череповца, нынешнего главы администрации райцентра Кировска в Мурманской области ой, всё…Говорят, неуживчивый Юрий Кузин не смог найти общий язык с новым губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Да и «ФосАгро», пытавшееся взрастить экс-череповчанина на скудной мурманской почве, на этот раз уже махнуло на Кузина рукой. Так что, похоже, если дальше так пойдёт, то во властных структурах ему будет особо делать нечего. Случайно, никому из читателей хороший бывший мэр на работу не нужен?» В Вологодской области сегодня работает порядка 20 околополитических телеграм-каналов, имитирующих СМИ. Как правило, отношение к ним имеют либо действующие, либо бывшие журналисты, которые вхожи в круг политических элит, а также силовики, заинтересованные в «сливе» той или иной информации, причем под нудным им углом. Именно поэтому все чаще «громкая фактура» появляется именно в телеграм-каналах, а уже оттуда расходится по СМИ. Рейтинг вологодских телеграм-каналов по количеству подписчиков не поражает воображения цифрами. Показатели крайне скромные и не дотягивают даже до не самых востребованных СМИ. Однако, число читателей не равно политическому влиянию, тем более, что при взрывном ажиотажном интересе к каналам как явлению, аудитория явно будет расти. На понедельник, 17 февраля 2020 г. 1 «Вологодской канвой» - 1337 подписчиков; 2. «Вологодское маслице» - 563 подписчика; 3. «Вологодское кружево» - 423 подписчика; 4. «Поезд на Череповец» (мы включили его в рейтинг, поскольку канал появился 31 января и менее, чем за месяц набрал 133 подписчика и больше всего ссылок на него в официальных СМИ). Основная масса информации, распространяемая через эти каналы, касается Вологодской области. Темы: политика, экономика, социалка. Есть телеграм-каналы, где публикуется информация о регионах, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Из них три чаще всего повествуют о событиях в Вологодской области: «Архсвобода» - 3500 подписчиков; «Говорят, в Архангельске» - 3500 подписчиков «Северное измерение» - 3165 подписчиков. До Незыгаря (290 тысяч) им, конечно, как до луны, но спрос на местные новости все равно рождает предложение. Почему же телеграм-каналы набирают популярность? ИА «Ранпресс» опросил пользователей социальной сети «Телеграм» - постоянных читателей телеграм-каналов и выяснил, что их привлекает больше всего. Самыми популярными ответами стали: «Я доверяю этому источнику больше, чем Первому каналу» «Поступают интересные новости с места событий про первых лиц». «Телеграм» не контролируют спецслужбы, потому что это невозможно. «Там нет «срача» под комментариями, потому что отсутствует возможность комментариев». «Надоели «диванные аналитики» и чиновники. Хоть что-то новое и наверняка не просто так». «Во всех СМИ одно и то же, а тут – другое». Ясно, что, оседлав новую тенденцию, власть пытается работать и с телеграм-каналами тоже. Так с большинством ТГ-каналов можно связаться через почтовые ящики, созданные на proton.mail. К ним же привязаны и криптокошельки, через которые можно расплатиться за размещение информации. Кроме того, не секрет, что ТГ-каналы создают и сами органы власти, используя правило «если не можешь бороться с каким-то течением – возглавь его». Так о принадлежности ведущих вологодских ТГ-каналов сотрудникам Правительства области и городской Администрации, не подумал еще только ленивый. Мы опросили экспертов, оценивающих новое явление, ответить на вопросы ИА «Ранпресс». Почему оно так востребовано и какие у ТГ-каналов перспективы. Петр Быстров, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов: - Секрет популярности политических телеграм-каналов аналогичен популярности, в свое время, различных слухов и сплетен. Читатель каналов получает, по его ощущению, доступ к некой эксклюзивной информации, которая есть у очень ограниченного круга лиц и, таким образом, причисляет себя к числу посвященных. Многие технологи умело пользуются этим и сознательно вбрасывают под видом якобы инсайдерской информации недостоверные слухи и сплетни. Мария Соколова, директор АНУ ВО «АМСИ»: - В последнее время мы отмечаем рост числа телеграм-каналов, которые пишут о событиях Вологодской области. Сейчас «Телеграм» стал сообществом маленьких интересных блогов. Можно отметить, что многие новости в мессенджере появляются раньше, чем даже в СМИ. Или они могут быть только в «Телеграм». Возможно, это связано с тем, что каналы – анонимны, а значит, есть возможность более свободно подавать информацию. Отсутствие комментариев под постом – залог того, что никто не вступит с тобой в полемику, и не будет «поливать» грязью – нет необходимости вести диалог. Может быть, для кого-то присутствие в «Телеграм» – это возможность размещать новости-провокаторы. Мы сейчас это тоже наблюдаем. Владимир Пешков, социолог, политический обозреватель: - «Телеграм» относится к категории так называемых «новых медиа». Среди людей бытует недоверие к традиционным медиа - газетам и телевидению, аудитория которых неуклонно сокращается в пользу интернета, в целом, и «Телеграма», в частности. Социальные сети дали возможность высказываться широкому кругу людей на самые разные темы. «Телеграм» обеспечивает анонимность пользователей, поэтому там пишут очень много вещей, которых больше нигде не прочесть, зачастую на очень хорошем экспертном уровне. Люди почувствовали, что в «Телеграме», грубо говоря, «больше правды». Но не стоит преувеличивать влияние «Телеграма»: к примеру, на издание социальной сети «В контакте» подписано 8,7 тысяч человек, а самый большой вологодский канал в «телеге» «Вологодской канвой» едва перевалил за тысячу. Рядовому гражданину поток информации из «Телеграма» отнюдь не всегда нужен, поэтому я бы его назвал нишевым продуктом. Но никто не знает, как будет развиваться ситуация дальше. Юлия Мелешкина, политтехнолог: - Телеграм-каналы становятся новыми СМИ в информационном пространстве. В чем их секрет? Во-первых, можно выделить два вида: анонимные (где создателей не знают, но всегда предполагают), и не анонимные (авторские, где известно, кто их ведет). Анонимные телеграм-каналы родились в ответ на цензуру на телевидении, в прессе, а также цензуру, осуществляемую социальными сетями в отношении публикаций, как например в Фейсбуке. Телеграм-каналы взяли на себя функцию «элитарных сплетников». Секрет их популярности в возможности сказать анонимно все то, что публично невозможно, узнать что-то первым из источника, который верно предсказывал и интерпретировал. А самое главное - автор не получает шквала обратной связи с комментариями и лайками, с которыми что-то нужно делать в публичном поле. Автор самовыражается без необходимости оправдываться. Это как надпись на заборе, хотите – верьте, хотите - нет, а я все равно буду писать. Мы ушли с улиц и перестали писать на стенах, зато мы стали читать телеграм-каналы и заводить свои, как острие новой искренности, где может прославиться любой, потому что наш опус может прочитать как сосед, так и губернатор. Иван Беляев, редактор социальный сетей Русской службы радио «Свобода»: - Все на самом деле очень просто. Существует версия, что анонимные телеграм-каналы, которые делятся инсайдерской, якобы, информацией и разного рода политической аналитикой, нужны Администрации Президента для коммуникаций с регионами. Но мне кажется, что они в этом значении переоценены. В действительности, практика показывает, что за подавляющим большинством таких каналов ничего не стоит. Они не транслируют какой-то уникальной информации и не выдают уникальных сбывающихся прогнозов. Сам этот прием – ведение анонимного канала, якобы опирающегося на источники, это просто способ добавления стоимости контенту. Другими словами, если все то же самое изложить от имени условного политолога Петрова, то это будет скучно и мало кого «зацепит», а если информацию преподнести как некий кулуарный инсайд, облечь в специфическую форму, то люди придают ей больше значения. Затем эти телеграм-каналы начинают использоваться как одно из средств массовой информации, своеобразное конечно, в которое можно загонять все привычные нам средства манипуляции: чей-то политический пиар или наоборот - анти-пиар. Я предполагаю, что много лет эта неустойчивая система не проживет, это достаточно временное явление. Люди в это наиграются, но не прямо сейчас.