Ледокол поставили на прикол. «Арктика» не прошла испытания

Первое судно в проекте 22220 «Арктика» относится к классу ЛК-60Я. По плану ледокол должен быть оснащен двумя реакторами РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт каждый. Эти суда предназначены для работы в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы. Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» Балтзавод подписал еще в 2012 году. Его сумма составила 37 млрд рублей. Необходимую сумму выделил бюджет РФ. Изначально головное судно должны были спустить на воду в 2017 году, но сроки несколько раз переносили. Сейчас производитель – Объединенная судостроительная корпорация – заявляет, что сдача объекта состоится летом 2020 года. Роковая поломка По данным «Коммерсанта», в начале февраля во время пуско-наладочных работ системы электродвижения на головном атомном ледоколе «Арктика» вышел из строя гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу. Генеральный директор завода-производителя Алексей Кадилов распорядился создать комиссию для установления причин инцидента. К 20 февраля специалисты должны дать свои рекомендации по восстановлению повреждений. Источники газеты признаются, что «ситуация непростая». По их словам, если устранить поломку на самом судне не получится, то придется резать корпус и размонтировать оборудование, что займет значительное время. Однако ситуация может еще больше осложниться, если будут выявлены неучтенные системные ошибки в проекте, требующие корректировок. Тогда на их устранение потребуется минимум год. Источник «Коммерсанта» в судостроительной отрасли отмечает, что с неработающим ГЭД никто ледокол не примет. По его мнению, в лучшем случае «Арктика» будет сдана в сентябре. Подмоченная репутация Затягивание сроков строительства судов на ОСК происходит очень часто. Даже в своей стратегии корпорация признает, что на ее верфях суда строятся в полтора, а то и два раза дольше, чем у зарубежных конкурентов. При этом их продукция в полтора раза дороже. «Неоправданно затягивается строительство и передача ВМФ РФ целого ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей», – сетовал президент Владимир Путин в 2013 году, призывая корабелов «мобилизоваться». «Вообще никуда не годится», – в сердцах бросил тогда глава государства. Однако, получается, что и в 2020 году проблема по-прежнему актуальна. Еще хуже обстоят дела с гражданскими заказами. В 2011 году ОСК получила от «Росморпорта» заказ на строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 («ЛК-25»). Стоимость госконтракта составила 7,95 млрд рублей. Работы начались в октябре 2012 года, а спустить на воду судно Балтзавод планировал летом 2014 года, а завершить строительство в конце 2015 года. Однако в процессе возникли проблемы: несоответствия технической документации и самого техпроекта. В частности, согласно проектной документации перевес по массе судна составил около 2,5 тысячи тонн. Осадка вместо заявленных 8,5 метров стала 10,2 метра, что в конечном счете не позволяло бы использовать судно по прямому назначению. В начале 2017 года правительство выделило ОСК на «Виктора Черномырдина» дополнительно 700 млн рублей для смягчения эффекта от девальвации рубля, однако в сентябре того же года ледокол для достройки был переведен на «Адмиралтейские верфи». Был объявлен и новый строк сдачи судна заказчику – не позднее 25 июня 2019 года. В ноябре 2018 года на строящемся судне произошел пожар и срок сдачи заказчику снова перенесли на конец 2019 года. Но в конце декабря был объявлен новый срок – первый квартал 2020 года. При этом за годы строительства ледокол резко подорожал. По состоянию на лето 2019 года, общая стоимость строительства ледокола оценивалась в 12 млрд рублей. Как говорил когда-то сам Виктор Степанович: «хотели как лучше – получилось как всегда». Фото: atomic-energy.ru

Ледокол поставили на прикол. «Арктика» не прошла испытания
© РИА "ФедералПресс"