Как появился первый пароход
211 лет назад, 11 февраля 1809 года, был запатентован первый пароход, но революцию в кораблестроении, связанную с применением энергии пара, начали готовить задолго до появления паровых машин. Американский инженер Роберт Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Первый рейс «Клермонта» протяженностью двести семьдесят восемь километров по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани продолжался 32 часа. Газеты писали, что лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона» изрыгающее дым и огонь, двигалось против ветра и течения. Обратный путь по течению занял 30 часов. Это был первый безостановочный рейс парового судна продолжительностью более суток. С тех пор «Клермонт» начал регулярные плавания по Гудзону, а 11 февраля 1809 года Роберт Фултон получил на него патент. Потом он даже получил эксклюзивное право на постройку пароходов в России, но так им и не воспользовался. А после кончины Фултона его именем назвали его родной город Литл Бриттон в штате Пенсильвания. Вообще считается, что первым идею парохода выдвинул французский физик Дени Папен, экспериментировавший с моделью парового двигателя в XVII веке, примерно за 90 лет до появления паровой машины конструкции Джеймса Уатта. В 1707 году Папен спроектировал судно с паровым двигателем и гребными колесами, о котором почти не сохранилось достоверных сведений. По одной из версий, после успешного испытания его сломали лодочники, боявшиеся остаться без работы. А через 30 лет опыты Папена продолжил англичанин Джонатан Халлс. Его первый эксперимент закончился плачевно: двигатель оказался настолько тяжёлым, что паровой буксир попросту затонул. Настоящего успеха изобретателям удалось добиться только в начале XIX века. В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас», а еще через пять лет американец Роберт Фултон построил «Клермонт» — первый пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Первый российский пароход «Елизавета» был построен в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. После успешных испытаний на Неве «Елизавета» стала курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Отчёт об одном из таких рейсов опубликовал журнал «Сын Отечества». В этой статье русский морской офицер, впоследствии адмирал Петр Рикорд, впервые употребил в печати термин «пароход».