Новый поворот: Шеварднадзе отдал акваторию Берингова моря американцам за взятку?
Печально известное предательское «соглашения Шеварднадзе-Бейкера» от 1 июня 1990 года, согласно которому Америке отошло 78 тысяч кв. км советского Берингова моря, включая континентальный шельф, может быть прекращено. Такой сигнал получили американцы из российского Совета Федераций, который провел закрытое совещание о целесообразности его дальнейшего исполнения. «Соглашение, подписанное в 1990 году, так и не было ратифицировано на уровне парламента ни при Советском союзе, ни Россией. Это означает, что режим его применения - «временный», - напомнил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Впрочем, несмотря на очевидную «ничтожность» сделки «Шеварднадзе-Бейкера» эксперты «Свободной прессы» скептически относятся к перспективам возврата утраченных территорий, хотя уверены, что прилагать усилия в этом направлении необходимо. «Вводим флот, бомбим Вашингтон и все будет в порядке (смеется — авт.), - иронизирует директор Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Михаил Глубоковский. - А если серьезно, юридически затевать возвращение этих территорий можно, но это вопрос комплексный». Директор Института свободы Федор Бирюков тоже считает, что «это надо довести до конца и предъявить Вашингтону наши территориальные водные претензии. Это откроет путь для пересмотра антинациональных договоров, заключенных Советским Союзом в конце своего существования». Одним из путей возврата может стать признание сделки по Берингову морю коррупционной. Тем более, в США сейчас модно обвинять политических оппонентов в корыстном умысле. Как известно, дыма без огня не бывает. Дело в том, что есть все основания утверждать, что перед сдачей Эдуардом Шеварднадзе национальных интересов предшествовала закулисная сделка между тогдашним главой МИД СССР и руководством Госдепа. Слишком очевидны минусы того сомнительного документа. Потери СССР, а потом и России огромны, в частности, на шельфе, который якобы «временно» отошел Соединенным Штатам, обнаружены нефтегазовые месторождения на сотни миллиардов долларов, не говоря уже о 500 тысяч тонн рыбы и краба, которые ежегодно теряют наши рыбаки. Отметим, что Америка не сразу дала силу закона соглашению «Шеварднадзе-Бейкера», опасаясь потенциальной войны с СССР в будущем. Некоторые американские политики считали, после вероятного ухода Горбачева в Советском Союзе власть перейдет к государственникам, и тогда не миновать беды. Потребовался год, чтобы сдвинуть камень с метровой точки. 17 сентября 1991 года, на следующий день после американской ратификации, газета Washington Post сообщала»: «Госдеп заявил, что 70% территории Берингова моря будет находиться под юрисдикцией США и, таким образом, обеспечит на 13 200 квадратных морских миль пространства больше, чем, если бы линия была проведена на равном расстоянии от каждого берега». Для американцев «подарок» Шеварднадзе обрел статут территорий, на которые распространяется суверенитет США, поэтому Вашингтон уверен, что Москва дальше угроз не пойдет. В противном случае, возможен даже вооруженный конфликт на море, что при слабости нашего флота не сулит ничего хорошего России. Но есть один момент: аргумент Госдепа о надувательстве русских на многие тысячи квадратных километров убедил не всех заокеанских сенаторов, которые одобрили «соглашение Шеварднадзе-Бейкера» со следующим соотношением голосов: 86 «за», 6 «против». Любопытно узнать, почему несколько сенаторов все-таки были «против»? Оказывается, сделка была настолько грязной, что совестливые (такие там тоже имеются) законодатели не хотели марать об неё руки. Итак, по существу. В Конвенции о концессии Аляски от 1867 года говорится только о передачи суши, тогда как море остается за российской империей. Чтобы урегулировать данное противоречие, в 1977 году с 1 марта начали действовать два параллельных и согласованных акта. Во-первых, штатовский закон о сохранении запасов и управлении рыболовством в Беринговом море и, во-вторых, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережьям СССР». По сути, в этих документах были обозначены морские границы между США и СССР, но далеко не те проигрышные, которые впоследствии были зафиксированы в «соглашении Шеварднадзе-Бейкера». Например, за нашими рыбаками оставалось право на улов рыбы в водах, которые перешли США, примерно 150 тысяч тонн ежегодно. Это была компенсация за пересмотр зон добычи биоресурсов. Можно ли назвать договоренности от 1977 года уступкой Соединенным Штатам? Теоретически – да, но у того же Шеварднадзе уже не было никаких оснований для новой сделки по морским границам, ведь вопрос считался закрытым раз и навсегда. Это очень важно. Вот почему нельзя исключать, что в «соглашениях Шеварднадзе-Бейкера» имелись признаки коррупционной составляющей. Вопрос, что конкретно получил Эдуард Амвросиевич за предательство, безусловно, не имеет публичного ответа. Разве что, если арестовать престарелого Джеймса Бейкера и прижать к стенке, спрашивая, во сколько Штатам обошлось соглашение. Можно предположить, что Шеварднадзе получил за услугу деньгами. Но вполне возможно, что Госдеп обещал ему поддержку в будущем. Да, это только версия, но она имеет право на существование как раз по причине уже имеющегося морского соглашения от 1977 года. Собственно, почему нет? Как известно, в конце 80-х годах прошлого века в СССР уже на всю катушку развивались коррупционные схемы в рамках постановления Совет Министров СССР от 5 февраля 1987 года о производственных кооперативах. А до этого коррупция проникла в высшие эшелоны власти в союзных республиках. Достаточно вспомнить знаменитое «узбекское дело» 1982 года. Мало кто из следователей сомневался, что ниточки вели на самый верх – к руководству среднеазиатской республики. Еще 1975 году ответственности был привлечён Председатель Верховного Суда УзССР и председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Но расследование было остановлено по политическим мотивам. Кстати, именно тогда, в эпоху позднего Брежнева, Эдуард Амвросиевич был первым секретарем ЦК КП Грузии, в республике, которая была на тот момент одной из самых коррупционных и криминальных в Советском Союзе. В частности, при первом секретаре ЦК КП Грузии Василии Мжаванадзе (на посту главы республике с 1953-1972 гг.), как пишет грузинский социолог Георгий Нижарадзе, «сложилась в основном система формального и неформального распределения власти и ресурсов, которую можно назвать грузинской моделью адаптации к постсталинскому советскому режиму». Согласно имеющейся на тот момент в Грузии практике, продвижение по карьерной лестнице невозможно было без взяток и протекции. Это было нормой. Да, Шеварднадзе, пришедший на смену Мжаванадзе, арестовал ряд теневиков, но чистку произвел избирательно. Как говорят знающие люди, просто расчищал место под солнцем для своих протеже. Но что любопытно: американцы были в курсе коррупции в высших эшелонах власти, в том числе и в Грузии. Об этом, кстати, говорил президент США Рейган в своей речи об «империи зла». Поэтому логично предположить, что знали в Вашингтоне и о слабых местах Эдуарда Амвросиевича… Если сегодня Москва односторонне выйдет из «соглашения Шеварднадзе-Бейкера», то такой шаг не будет иметь последствий для США. Скорей всего, американцы введут новые санкции и усилят ВМС на спорных территориях. Другое дело, если Москва заявит о коррупционной составляющей в сделке от 1990 года и будет настаивать на версии взятки. Это нанесет сильнейший репутационный ущерб договору о морских границах в Беринговом море. Правда, все обвинения еще надо доказать. Международное положение: Россия отберет у США акваторию и шельф в Беринговом море Новости политики: Россия обвинила Норвегию в нарушении обязательств по Шпицбергену