Директора аэропорта Южно-Сахалинска сняли с должности. Кто может за этим стоять?
Увольнять Полонского пытались много раз. И каждый раз такие попытки заканчивались провалом, так как ни одна проверка не находила сведений, позволяющих полагать, что Полонский не справляется со своей работой. Последняя случилась в начале 2019 года. Тогда ситуация обострилась из-за начала многомилионного строительства нового аэропорта в Южно-Сахалинске. Оно спровоцировало очередной скандал вокруг гендиректора. Речь шла не о сроках строительства и даже не о качестве используемых подрядчиками материалов. Никита Полонский, по информации источника, буквально попал под пресс организованной преступной группы, в составе которой были замечены не только заинтересованные бизнес-сообщества, но и влиятельные сотрудники правоохранительных органов. Тогда казалось, что история, начавшаяся в 2016 году, достигла критической точки. Оглядываясь назад, становится понятно, что в схватке за контроль многомиллионной стройки победили «не те». О том, кто и почему пытался снять с должности Никиту Полонского, нам на условиях анонимности рассказал источник в ЛО МВД России на транспорте по Сахалинской области. Проблемы Полонского начались еще в 2016 году, когда в аэропорту Южно-Сахалинска силовики начали борьбу с полулегальным бизнесом. Работа по декриминализации была поддержана губернатором Олегом Кожемяко и руководством предприятия. К слову, это «наследство» Полонскому досталось от прошлого руководства аэропорта и очень его беспокоило. Никита Сергеевич неоднократно предпринимал попытки навести порядок, но все они по странному стечению обстоятельств кончались проверками в отношении самого же Полонского со стороны сахалинского транспортного прокурора Егора К. Об указании прокурора «тщательно» проверять деятельность руководства аэропорта Полонский знал, но волноваться за исход таких мероприятий повода не было. Каждая проверка раз за разом демонстрировала уверенную работу предприятия. Однако такие действия со стороны надзорных органов не добавляли уверенности в завтрашнем дне. Как говорил Генеральный прокурор СССР: «Главное, в ходе следственных действий не выйти на самих себя…» Работа по зачистке нелегального бизнеса на территории аэропорта прошла не зря. Выяснилось, что курировал деятельность ряда коммерческих организаций, работавших на территории аэропортового комплекса, (ООО «Транс-Пак, ООО «Парк -Тайм», ООО «Юридическая компания Лоер Групп» и др.) бывший директор аэропорта Антон Самойлов, покинувший кресло в 2012 году, а в 2019 задержанный в Москве по подозрению в коммерческом подкупе. Но тогда, в 2012, оставшиеся связи в правительстве, правоохранительных и контрольно-надзорных органах (прим ред. транспортная полиция и транспортная прокуратура) дали ему возможность пристроить в аэропорт нужных ему людей на ключевые должности в составе руководства. Другими словами, Самойлов сделал все для того, чтобы у него оставалась возможность продолжать руководить аэропортом руками «своих» людей. Так, органами безопасности было установлено, что трудоустроенные Самойловым лица контролировали практически всю хозяйственную деятельность на территории аэровокзала: подконтрольные им компании забрали под себя весь комплекс услуг, предоставляемых пассажирам – от упаковки багажа до платной парковки. В ходе проверки у силовиков даже появились сведения о возможной личной корыстной заинтересованности сахалинского транспортного прокурора Егора К. в коммерческой деятельности ООО «Транс-Пак», оказывающей услуги по упаковке багажа. Косвенно эти сведения подтверждает тот факт, что каждый раз, когда Полонский инициировал расторжение договора аренды с этой организацией, на пороге появлялся прокурор и затевал очередную проверку законности действий гендиректора. После того, как стали известны все задействованные Самойловым сотрудники аэропорта, был возбужден ряд уголовных дел. Однако не все исполнители мошеннических и коррупционных схем, долгое время получавшие откаты по контрактам с аффилированными компаниями, понесли заслуженное наказание. На помощь пришел прокурор К. , который был лично заинтересован в прекращении процессуальной проверки. Находясь в контакте с судьей, он сумел договориться о судьбе своих «друзей»: в результате лишь один из подельников заплатил крупный штраф и лишился возможности занимать руководящие должности сроком на 5 лет. Остальные не получили и этого. Вторая попытка С момента этих событий прошло почти три года, но желание все той же ОПГ контролировать аэропортовый бизнес все это время только росло. Перспективы строительства нового аэропорта за это время превратились в реальную стройку, финал которой уже близок. Идея назначить на должность гендиректора «своего» человека перешла в разряд навязчивых, сулящих большие деньги. За это время единомышленников, мечтающих получить полный контроль над главными воздушными воротами области, значительно прибавилось. Их ряды пополнили, в том числе, люди, занимающие высокие посты в правительстве Сахалинской области. В очередной раз «снять» Полонского попытались летом 2018. Тогда гендиректор уволил сразу несколько своих подчиненных, которые откровенно плохо справлялись со своими обязанностями. Бывших сотрудников использовали в своих интересах члены группировки. Так, Егор К. «помог» одному из уволенных составить правильную жалобу в правоохранительные органы. Целью мероприятия было возбуждение уголовного дела в отношении Никиты Полонского, и как следствие, снятие его с должности. Для усиления эффекта в региональных СМИ и популярных сахалинских телеграм-каналах стали появляться сведения, порочащие Полонского. К игре на вылет подключился бывший, а на тот момент действительный, замминистра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Вячеслав Власенко (ныне мэр Южно-Курильска). Именно он разносил по коридорам региональной власти информацию о том, что решение о снятии с должности Полонского, якобы уже принято на самом высоком уровне. И попутно намекал, что на его место уже подобрали перспективного молодого управленца Руслана Румянцева. Кстати, этот менеджер уже не раз успел засветиться в сомнительных историях. Так, например, ходят слухи о его непосредственном участии в организации рейдерского захвата АО «Корсаковский морской торговый порт» в 2014 году. Кроме того, он является руководителем предприятия-резидента Свободного порта Владивосток-Корсаков. Однако и в этот раз планам ОПГ сбыться не удалось. Проверка деятельности директора аэропорта не повлекла за собой возбуждения уголовного дела. А руководство региона (собственник активов аэропорта) не продемонстрировало однозначной реакции на происходящее. К слову, в это время у главы региона Олега Кожемяко были уже совсем другие планы: он готовился покорять Владивосток. Попытка номер три: анархия Когда стало очевидно, что губернатор Олег Кожемяко покидает регион, участники группы решили воспользоваться ситуацией. Тем более, в должность вступил новый министр транспорта - Эдуард Ри. У сообщников была надежда, что они сумеют в нужном свете подать информацию новому в правительстве человеку, который на тот момент еще не владел всей ситуацией. Но и эта инициатива провалилась: Ри быстро понял, что его вводят в заблуждение. К тому моменту руководство аэропорта перешло в глухую оборону. Экстренно в Устав предприятия были внесены изменения. Они обозначили новый порядок процедуры отбора компаний, которые смогут участвовать в конкурсе на ведение хозяйственной деятельности на территории аэровокзала. Согласно новым правилам, претендентов будут отбирать коллегиально, в состав комиссии входят представители МИЗО, Министерства торговли и минтранс. Естественно, такое положение дел не устроило членов преступной группы. Но на этот раз было решено пробовать договориться с Полонским через посредников. Получив отказ, деятели вернулись к старой схеме. Им нужно было снова скомпрометировать гендиректора предприятия. Тот самый Лэнд Крузер - 200 Вопрос с получением полного контроля над аэропортовым бизнесом стоял остро. Стройка в разгаре, а на конкурс по ведению хоздеятельности активно подавали заявки «не те компании». В этих условиях на ситуацию уже не могли повлиять ни выскопоставленные силовики, ни связи в ПСО. Однако руководство транспортной полиции и транспортный прокурор К. знали еще один способ. Им были известны факты, которые стали основой для поднятия очередной информационной войны против Полонского. Факты, конечно, сильно исказили, расставили нужные акценты, и - готово. В телеграм-каналах появляется новая небылица о деятельности гендиректора - история о покупке новенького ТЛК-200 за огромные деньги. Якобы Полонский за счет предприятия приобрел автомобиль класса «люкс» для использования в собственных целях. Более того, через непродолжительное время становится известно, что обшивку дорогого бежевого салона по указанию Полонского поменяли на черную, но не менее дорогую. Новость разлетелась, получила огромное количество просмотров, люди начал обсуждать гендиректора аэропорта. Естественно, мало кто знал, что произошло на самом деле. А история очень простая, и ее особенно прочувствуют те, кто имел удовольствие работать бок о бок с экс-губернатором СО Олегом Кожемяко. Для него было важным, чтобы высокопоставленных персон на Сахалине встречали должным образом. Он, как говорит источник, поставил задачу Полонскому приобрести автомобиль, который бы полностью соответствовал уровню гостей. Было принято решение о приобретении такого автомобиля в лизинг у официального дилера. На беду Полонского, в это время у дилера был только один Лэнд Крузер, подходящий под заданные Кожемяко параметры. Тот самый, с бежевым салоном. Спустя какое-то время Олег Николаевич забыл эту историю, и, увидев белый салон, якобы, возмутился: почему в новой машине уже испачканы сидения. Светлую обшивку салона пришлось экстренно менять на черную. «Огромная зарплата» директора Полонского Данные телеграм-каналов о баснословных зарплатах директора и его замов при проверке не нашли своего подтверждения. Выяснилось, что за управление 6 предприятиями (2 на юге острова и 4 на севере) гендиректор Полонский получал около 300 тысяч рублей (против 500 по информации дезинформаторов). При этом зарплата директора остается неизменной с 2016 года. Его замы, в зависимости от функционала, на руки имеют от 74 до 200 тысяч. Долги по зарплатам и иным платежам Они отсутствуют. Полонский вообще был очень скрупулёзен в финансовых вопросах. Предприятие ведет активную работу по повышению рентабельности. Убытки есть, но они обусловлены реальными обстоятельствами, например, снятием рейсов авиакомпании на определенные направления. Однако уже в 2020 году АО может выйти на полную безубыточность. Вот только теперь аэропортом будет управлять кто-то другой.