Yle (Финляндия): в России сближение с природой связано не с проблемами, вызванными изменением климата, а c тоской по прошлому
Ордынское — Розовощекая женщина наливает травяной чай с мелиссой и листами малины и советует добавить меда. На столе — свежеиспеченный хлеб и сыр. Есть и мед с собственной пасеки, сыр сделан из молока соседской козы. «Мы хотим жить в максимальной гармонии с природой, как наши предки», — говорит Елена Шахрай (48 лет). Под потолком висят полки, на которых хранится сухой горох и бобы со своего огорода. Шахрай говорит, что близкий к природе образ жизни порой кажется очень тяжелым. Она не использует удобрения и химикаты, но иногда с вредителями все же приходится бороться. «Из-за химикатов насекомые приспособились и стали сильнее. Поэтому нам иногда нужно их тоже использовать», — говорит она. Могута, трехлетний сын Елены Шахрай, поначалу стесняется гостей и наблюдает за новыми людьми с дивана, который выполняет функцию кровати. Если бы в свое время Шахрай не решилась на большие перемены, сейчас ее жизнь была бы совсем другой. Не было бы и сына Могуты. Елена Шахрай переехала в экопоселение Благодатное в Новосибирской области 14 лет назад. И хотя сейчас в доме есть электричество и холодильник, жизнь на берегу Оби все же можно назвать довольно суровой: воду берут из колодца, туалет находится во дворе. И все же Шахрай говорит, что сейчас живет своей мечтой. Раньше ее жизнь была совсем другой. Шахрай работала в офисе и жила в городе Нерюнгри на Дальнем Востоке с мужем и двумя сыновьями. Потом был развод. На смену жизни в 17-этажном доме пришла простая жизнь в сельской местности. С Еленой Шахрай поехали и ее сыновья. «Переезд был шоком для моих детей, которые привыкли к городской жизни. Вначале мне тоже было тяжело», — признается Шахрай. Изменение климата вызывает беспокойство как на Западе, так и в России. Однако у стран разный подход к этой теме. Если в Финляндии об изменении климата говорят много, то в России — значительно меньше. Как сообщает специалист исследовательского Левада-Центра, в XXI веке в России окрепла идея жизни в согласии с природой. За распространением этого явления стоит всемирный тренд — дауншифтинг. В России жизнь в согласии с природой также связывают с духовным ростом. «Речь идет о новом, но не очень популярном направлении. Некоторые хотят вернуться к сельской жизни и жить как во времена раннего христианства. Другие, в свою очередь, ищут гармонии в христианских деревнях со старым укладом», — говорит руководитель отдела социокультурных исследований Алексей Левинсон. В России есть сотни различных экопоселений, которые существуют за счет их жителей. Многие хотят изучить национальные традиции, предшествовавшие христианству, которые основываются на уважении к круговороту природы. Это явление возникло после распада Советского Союза. После отказа от коммунизма остался вакуум, который люди начали заполнять религией или альтернативной картиной мира. С другой стороны, в России, как и в Финляндии, говорят об особой связи народа с природой. «Это миф, при помощи которого россияне хотят отличаться от урбанизированного Запада», — отмечает Алексей Левинсон. У россиян много причин, чтобы начать жизнь в согласии с природой. Для Елены Шахрай важна духовность, основанная на уважении к природе. Поселение Благодатное было создано под влиянием русского писателя Владимира Мегре. В своей серии книг «Звенящие кедры России» Мегре рассказывает историю Анастасии, которая живет в гармонии с природой. Писатель утверждает, что встретил в экспедиции девушку со сверхъестественными способностями. В Финляндии эту серию книг назвали «эко-фэнтези», но в поселении Благодатное истории Мегре считают реальностью. В книгах Владимира Мегре источником счастливой жизни считают процветающие родовые поместья. У семьи должен быть свой участок площадью не менее одного гектара, который будет передаваться из поколения в поколение. В России люди, которые следуют идеалам Мегре, объединились в движение «Звенящие кедры России». На интернет-странице движения сообщается, что экопоселения находятся в 60 областях России. В общей сложности в них живут несколько тысяч человек. Русская православная церковь осудила движение и назвала его еретическим. Исследователи считают, что движение, которое также называется «Культ Анастасии», носит оккультный и неоязыческий характер. Правда, некоторые увидели в нем и христианские черты. По мнению жителей экопоселения, речь идет о движении, которое было создано по произведениям Мегре, но существует без духовного руководителя и иерархии. Мужчины поселения Благодатное поставили у дороги деревянные заграждения от снега. Ветер на юге Сибири легко наметает снежные сугробы высотой в несколько метров. Здесь начинают готовиться к снежной зиме уже в октябре. Сейчас в поселении живут больше ста семей, 40 из них — круглый год. Другие жители этой местности сначала относились к жителям поселения с недоверием, рассказывает Елена Шахрай. Местные чиновники часто заходили в поселение. Их беспокоили условия жизни детей. Ходили слухи о странных традициях общества. «Говорили, что мы ходим здесь в чем мать родила. Вспахать гектар земли — так тяжело, что у нас просто не остается времени на такие глупости. Но после бани я, конечно, ныряю в сугроб голышом», — рассказывает Шахрай. За прошедшие годы отношения с местной администрацией стали теплее. Сейчас чиновники даже принимают участие в праздниках поселения. «Звенящие кедры» испытывали трудности во взаимодействии с местной администрацией и в других областях России. Споры нередко были связаны с территориальными владениями. В некоторых областях жителей поселений принимали лучше. Идея писателя Мегре о родовых поместьях площадью один гектар была признана хорошей даже на государственном уровне. Она могла бы стать решением проблемы заселения отдаленных регионов. В середине 2010-х годов в российской Думе рассматривали законопроект об освобождении от уплаты налогов за участки, если на них ведется деятельность, которая не вредит экологии. Если бы законопроект был принят, он коснулся бы и экопоселений, которые появились в соответствии с идеями Мегре. Также рассматривался закон о выделении гражданам России гектара бесплатной земли. Государство хотело заселить обширные территории на тот случай, если население России продолжит сокращаться. Оба законопроекта не прошли. Сейчас государство пытается раздавать участки на Дальнем Востоке России, но они не подошли для жизни россиян. Дальнейшие изменения в жизни Елены Шахрай произошли благодаря интернету. Она встретила в соцсети «Одноклассники» мужчину из южной части России. Сейчас этот мужчина с внушительной бородой сидит на кухне. Какое-то время Юрий Шахрай (56 лет) наблюдал за ходом интервью молча. Затем он неожиданно начал рассказывать, что ради любви был готов бросить все. «Друзья сказали мне, что я спятил, но сам я был спокоен. Надел рюкзак и поехал», — вспоминает он свои переживания пятилетней давности. Юрий Шахрай проехал три тысячи километров и остался жить у своей будущей жены. Позже у них родился сын Могута. В экопоселении Благодатное действуют свои правила. Алкоголь и сигареты запрещены, сначала здесь даже не ели мясо. Со временем эти требования стали менее жесткими. Сейчас семья Шахрай тоже иногда ест мясо. Юрий Шахрай не отказался от сигарет, хотя вначале это приводило к спорам с другими жителями поселения. Он выходит покурить даже во время интервью. Некоторые сторонники идей Мегре отошли от первоначальных идеалов еще сильнее. Полина Мегре, дочь писателя Владимира Мегре, не живет в экопоселении. Она вместе с мужем Сергеем занимается производством предметов из сибирского кедра. Эти поделки можно посмотреть в селе Кандаурово, которое находится в нескольких часах дороги от Благодатного. Здесь десятки разных товаров — от зубной пасты до жевательной резинки и от разных масел до подушек, набитых чешуей шишек. Новинка — серия духов с сосновым ароматом. Их продают даже в Москве. Стоимость парфюма — 50 евро. В творчестве Мегре все выделяют разные аспекты — видимо, каждый отмечает для себя то, что считает важным. Фотографии Полины Мегре в Инстаграме из зарубежных поездок и с торжественных ужинов, конечно, сильно отличаются от жизни в Благодатном. С противоположного берега Оби дует сильный ветер. Елена Шахрай идет с сыном к берегу. Она говорит, что ей без разницы, живет ли почитаемый ею писатель Мегре так же просто, как учит в своих книгах. Еще меньше ее интересует жизнь дочери писателя. Сама Шахрай довольна своим выбором и не жалеет о переезде в Благодатное. Профессор Никита Покровский, заведующий кафедрой общей социологии ВШЭ, считает, что переезд в глубинку с опорой на религию вряд ли станет в России популярной идеей. «Это шаг назад, сопротивление развитию. Явление вполне понятно, но я не вижу у него будущего», — говорит Покровский. По его словам, пробки в городе, загрязнение воздуха и тесное жилье побуждают людей искать лучшей жизни рядом с природой. Многим не хватает отдыха на любимых россиянами дачах. Он отмечает, что речь обычно идет о людях с высшим образованием. Они хотят продолжать работать удаленно и не готовы отказаться от городских удобств. Жители Москвы и Санкт-Петербурга не готовы стать крестьянами. В России потепление климата происходит в 2,5 раза быстрее, чем в остальных странах мира. Единого экологического движения в России все же нет. В последнее время в России стали сильнее беспокоиться о состоянии экологии. Активисты проводят демонстрации против незаконных свалок и требуют преобразовать систему сбора и переработки мусора, но выше местного уровня протесты не поднимаются. Однако отношение к экологии в России все же стало меняться. Президент Владимир Путин, наконец, заговорил об опасности изменения климата, хотя и не считает человека главной причиной. В новом опросе общественного мнения россияне называют загрязнение окружающей среды самой серьезной угрозой человечеству. Его даже считают большей угрозой человеку, чем терроризм. Обеспокоенность глобальным потеплением выразил каждый третий респондент. Однако шведскую активистку Грету Тунберг (Greta Thunberg) в России героем не считают — скорее, наоборот. СМИ и политики практически единогласно раскритиковали Тунберг за отсутствие чувства меры и лицемерие. Елена Шахрай не хочет повышать голос. Она — сторонник спокойных изменений. Шахрай считает, что достаточно показать пример своим детям. В итоге каждый делает свой выбор. «Для перемен не нужны громкие крики, демонстрации и революции. Нужно начать с себя», — говорит Шахрай и набирает полную грудь терпкого сибирского воздуха.