Ольга Полякова: Русские иконы связали два государства

Истории взаимоотношений России и Португалии уже 240 лет. Большой культурный вклад в них вносит музей-заповедник «Коломенское — Измайлово — Люблино». Его главный хранитель Ольга Полякова рассказала о совместной работе. — Ольга Анатольевна, с чего началось сотрудничество? — Все началось с того, что в городе Кашкайш под Лиссабоном в музее-замке графов Каштру-Гимарайнш был открыт Центр русского искусства и культуры. Его возглавила госпожа Ирина Георгиевна Марселу Курту. В 2017 году она увидела в «Коломенском» выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в «Коломенском» иконы «Богоматерь Державная» и обратилась в музей с просьбой привезти экспозицию в Кашкайш. Мы не смогли вывезти подлинные экспонаты, но сделали их фотографии. При этом сосредоточились на переломном событии в истории России — отречении императора Николая II от престола. Тема получила большой резонанс в Португалии и стала толчком для нашего дальнейшего сотрудничества. Сама Ирина Георгиевна интересуется реставрацией икон. Мы пригласили ее на стажировку в мастерские музея, где обучали основам консервации, оказывали научную помощь. Так завязались наши теплые профессиональные отношения, а потом уже сложились значимые проекты. — Насколько это взаимодействие нужно португальцам? — Специалистам, занимающимся культурным наследием, очень важно получить отклик со стороны российских музейных работников. А мы, сотрудники музея-заповедника «Коломенское», профессиональные эксперты и способны по достоинству оценить, как поставлена выставочная работа, научная реставрация культурных ценностей. Мне посчастливилось побывать в крупнейшем культурном центре Португальской Республики — городе Порту. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там серьезное отношение к своему наследию, музейному делу и реставрации в целом. В продолжение сотрудничества весной прошлого года музей организовал в институте Камоэнса в Лиссабоне выставку «Русское чудо». Она посвящена деревянному дворцу царя Алексея Михайловича, построенному в 1667 году в тогда еще подмосковной резиденции Коломенское. Он стал вершиной русского деревянного зодчества, его называли восьмым чудом света. Здание простояло 100 лет и пришло в негодность. Императрица Екатерина I приказала его разобрать. Но сначала были выполнены обмеры, составлены планы и описания внутреннего убранства дворца. Эти материалы использовали, когда в 2009 году восстанавливали его на территории музея-заповедника. Сейчас там проходят интереснейшие выставки, экскурсии, занятия для детей, представления. На открытии фотовыставки «Русское чудо» присутствовал посол Российской Федерации в Португалии Михаил Камынин, который поддерживает и другие культурные проекты нашего музея в этой стране. У нас завязалось успешное сотрудничество с господином Сильвиу Сантушем — главой фонда Sharing, который уделяет большое внимание развитию российско-португальских культурных связей. Еще меня тронуло то, что эта организация финансирует португальские школы, где изучают русский язык. А их лучших учеников отправляют в «Артек» для продолжения знакомства с русской культурой. Мы понимаем, что Португалия заинтересована в культурном общении с Россией, и своим взаимодействием мы можем только обогатить и развить культурные связи. — Что еще делается в рамках сотрудничества? — В нашем музее хранится очень ценная коллекция древних икон и есть свои реставрационные мастерские. Возглавляет реставрационный отдел почетный реставратор города Москвы Екатерина Сатель. Много лет мы принимаем на практику студентов специализированных учебных заведений — будущих профессиональных реставраторов. А в Португалии есть русские иконы, которые когда-то вывезли эмигранты. Сейчас они находятся в музеях и частных коллекциях, но нет специалистов, которые могли бы провести их научное исследование и реставрацию. К нам обратились с просьбой помочь в восстановлении этих икон. На средства фонда Sharing музей направил в Португалию Екатерину Сатель с ее учениками из Московского академического художественного училища, где она руководит кафедрой реставрации темперной живописи. В замке графов Каштру-Гимарайнш организовали мастерскую, где студенты провели большую работу. Это было так интересно и необычно для наших зарубежных друзей, что они попросили сделать фотовыставку — своеобразный отчет и показать его на VI Неделе российской культуры в Португалии. В ближайшие дни Екатерина Сатель со своими учениками повторно выезжает в эту страну, чтобы продолжить реставрацию русских икон в музее города Кашкайш. — Удалось ли выяснить подробности о том, кому принадлежали эти иконы, их подлинную историю? — В основном они имеют отношение к XIX веку, то есть позднему периоду русской иконописи. Большинство сюжетов — различные изводы (иконописные варианты в пределах канонического образа — прим. «ВМ») изображения Божией Матери: Казанской, Владимирской, Тихвинской, Смоленской. Мы не знаем их точные истории, но определили, что часть из них написана столичными мастерами, старообрядцами и даже на Севере. Художественный уровень тоже разный, но каждая икона создавалась в дореволюционной России. В любом случае для посетителей португальских музеев знакомство с ними позволяет лучше понять русскую культуру и проникнуться ею. — А почему иностранцы не могут сами отреставрировать иконы? Они не владеют стилистикой наших мастеров? — Дело не в стилистике, а в технологиях. Португальские специалисты незнакомы с процессом создания русской иконы, с применявшимися при этом материалами, красками, пигментами. Я видела, как работают сотрудники в Центре реставрации школы искусств Католического университета города Порту. Они восстанавливали две русские иконы. К сожалению, для них это оказалось крайне сложной задачей из-за незнания методики. А наши искусствоведы давно работают в этом направлении. В России прекрасная реставрационная школа, сложившаяся еще в советское время. Сейчас наши специалисты признаны на мировом уровне. Кстати, музей принимает на стажировку по реставрации икон работников не только российских, но и зарубежных музеев, в том числе готовы сотрудничать с молодыми представителями Реставрационного центра Католического университета города Порту, отправить по обмену своих специалистов. — Какие культурные мероприятия вы собираетесь провести совместно с иностранными партнерами в 2020 году? — Мы запланировали открыть во дворце царя Алексея Михайловича выставку «Золотая филигрань Гондомара». Это небольшой город на севере Португалии, где на протяжении столетий сохраняется искусство обработки золота и серебра в технике филигрань. Из тончайшей драгоценной нити мастера изготавливают прекрасные изделия с традиционным орнаментом. Мы впервые хотим показать их в Москве. В «Коломенском» всегда реализуются очень интересные выставочные проекты. Сейчас в Сытном дворе открыта экспозиция «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей». Экспонаты предоставили Эрмитаж и Государственный архив Российской Федерации. Это мемориальные вещи семьи императора Николая II: детская одежда, игрушки, письма, рисунки, фотографии, которые раскрывают особый теплый внутренний мир Романовых, их занятия, особенности обучения детей. Выставка никого не оставляет равнодушным. Посетители «Коломенского» могут посмотреть ее до 16 февраля. Кроме того, во дворце царя Алексея Михайловича мы впервые представили уникальную коллекцию тканей и вышивки из фондов нашего музея. Роскошные ткани из золотых и серебряных нитей, вышитые древние иконы, церковное облачение, элементы народного костюма — все это сопровождается познавательными фильмами, в которых раскрываются секреты мастерства. «Коломенское» богато не только выставками, но и постоянными музейными экспозициями, созданными на основе наших уникальных фондовых коллекций. В комплексе находящегося здесь памятника архитектуры XVII века Передние ворота — а это подлинные исторические пространства, в которых, конечно, бывал царь Алексей Михайлович, — находится экспозиция «Вехи истории «Коломенского». Только тут можно увидеть единственную в России коллекцию башенных часовых механизмов и «Золотую кладовую» — древние иконы и книги, украшенные драгоценными окладами. Мы, сотрудники музея, люди творческие и отлично понимаем, что сохраняем культурное наследие Москвы и России, открыты для посетителей всех возрастов и готовы придумывать новые интересные проекты, выставки, квесты, мастер-классы, детские программы, театральные представления — все, что делает посещение музея ярким и интересным. СПРАВКА «ВМ» Одно из самых посещаемых и любимых туристами мест в «Коломенском» — деревянный Домик Петра I. Он привезен сюда в 1934 году из-под Архангельска. Внутри все устроено так, как было при императоре. Когда посетители входят внутрь, сразу же попадают в обстановку эпохи великого преобразователя России. В настоящее время музей готовится к юбилею Петра I, который будет отмечаться в 2022 году. Читайте также: Никита Высоцкий: Отец людей волнует до сих пор

Ольга Полякова: Русские иконы связали два государства
© Вечерняя Москва