Символ "нового мира", продвинутый правителем Мексики: история жвачки
В 70–80-е годы прошлого века жевательная резинка была в нашей стране одним из самых дефицитных продуктов. Счастливчиками считались те, кому родители могли привезти ее из-за границы. Лучшего подарка для советского ребенка, пожалуй, не было. Ровно полтора века назад, 28 декабря 1869 года, в США был выдан первый в мире патент на жевательную резинку. Его получил зубной врач Уильям Финли Семпл. Он предлагал изготавливать жвачку из каучука с добавлением мела, древесного угля и ряда ароматизаторов, уверяя, что такая смесь будет благотворно влиять на состояние зубов. Однако Семпл по неизвестным причинам так и не наладил промышленное производство своего продукта. За него это в том же году сделал генерал Антонио Лопес де Санта-Анна, некоторое время правивший Мексикой, а затем бежавший в Нью-Йорк. Лопес де Санта-Анна Таким образом, именно Новый Свет считается тем местом на планете, откуда пошла привычка жевать не из чувства голода, а просто так – без всяких причин. Идеологически чуждый желанный продукт После Второй мировой войны мода на жевательную резинку охватила весь мир. Причиной этого стали американские военнослужащие, в рацион которых входила жвачка. Ее стали производить в Японии, Великобритании, Франции и других странах. Но только не в СССР, где почти до середины 80-х она считалась идеологически вредным продуктом. Нынешнему поколению молодых этого просто не понять. А мы, выросшие в 70-х, до сих пор помним тот неповторимый аромат зарубежного фантика, который каким-то невероятным образом попадал к нам в руки. Вариантов было немного. Как правило, жвачку привозили родители из редких заграничных поездок или командировок. И каждый раз это было сродни чуду. К примеру, певица Алсу вспоминала: «Папа одно время стал ездить в заграничные командировки. Однажды, когда мне было лет восемь, откуда-то привез нам с братом по банке пепси-колы и жевательную резинку. Это было непередаваемое счастье!» Актер Александр Головин на родителей не уповал, а обращался напрямую к Деду Морозу. Просил его принести в подарок жевательную резинку. «Я ее очень любил, – говорит Александр. – Помню, как перед футболом прятал свою уже пожеванную жвачку, а после игры снова ее доставал». Стилист, дизайнер, телеведущий Влад Лисовец вспоминает, что первый раз увидел бубль-гум, когда его бабушке пришла посылка от знакомых из Америки: «Я помню, что для меня это было вообще! Ну это был просто какой-то шок!» Дети-сорвиголовы, которым не приходилось в плане жвачки рассчитывать на знакомых за океаном или на родителей, пускались на скользкий путь фарцовки. В Москве они отправлялись в места скопления иностранцев и обменивали советские значки на американскую резинку либо просто выпрашивали ее, заучив фразу на смеси разных языков: «Чевинг гам, гумми йес?» По собственному опыту знаю, что занятие это было рискованное и не всегда сулящее успех. Нам, мальчишкам, хотелось заморской жвачки. Почему? Просто на этот вопрос не ответишь. Может, прав певец Валерий Сюткин, который как-то сказал: «Жевательная резинка в советское время всегда присутствовала как атрибут в составлении некоего списка счастья. Первое, что нужно для счастья – джинсы, жвачка. Остальное добудем». Made in USSR Мы искали счастья, а на нас шла настоящая охота. С приятелем Сидором возле гостиницы «Космос» мы приняли оперативника за иностранца. Потом сидели в отделении милиции, потом приехали родители, потом пришло письмо в школу, потом нас поставили на учет в отделе по делам несовершеннолетних. В общем, в тот раз нам определенно не подфартило. Не уверен, что в подобной ситуации мог оказаться мой ровесник, киноактер Федор Дунаевский, но его мнение разделяю полностью: «Власти боролись совершенно не с тем, с чем надо. Не надо было бороться с кока-колой и жвачкой, надо было их везде продавать. Пепси начали продавать – и увидели, что революции не произошло. Не начали люди громить магазины». Странно, но после того стратегического провала у гостиницы «Космос» я не стал хуже относиться к жвачке. К тому же и советские власти вскоре смягчили свое отношение к ней, наладив в 80-е собственное производство в Москве, Таллине и ряде других городов. На прилавках появились варианты резинки с мятным, апельсиновым и кофейным вкусом. С западными образцами они не выдерживали никакого сравнения, но, будучи по своей сути дефицитом, весьма быстро раскупались. Появлялись жевачки с разными вкусами Ну а в 90-е для любителей жевать открылся новый дивный мир ароматов, вкусов и брендов. Мы стали жевать везде и всегда. И снова зададимся тем же вопросом: «Почему?» Может, потому, что подражали кумирам? Ведь среди любителей резинки числятся Мадонна, Джейн Фонда, Арнольд Шварценеггер, Мерил Стрип. А еще конечно же нельзя было не обратить внимания со времен советско-канадского хоккейного противостояния на вечно жующих североамериканских игроков и их тренеров. – Когда я играл в Национальной хоккейной лиге, практически всегда на площадке жевал, – делится знаменитый Павел Буре. – Меня это как-то отвлекало, расслабляло. Скорее всего это была просто привычка. Мне нравятся разные жвачки. И мятные, и фруктовые. Все зависит от настроения и от желания. В Советском Союзе тренеры запрещали нам жвачку жевать и на тренировках, и во время игр, а Канада и Америка – страны демократические, там можно делать все, что тебе хочется. В общем, жевательная резинка мне никоим образом не мешала, а даже в какой-то степени помогала. Кстати, создатели сериала «Молодежка» учли этот факт, и актер Сергей Комаров, играющий одного из тренеров, в кадре все время жует. «Мой герой, наверное, вырос в период безвременья, когда мы смотрели канадские матчи, где все – и игроки, и тренеры, и даже врач команды – непрестанно жуют, – говорит актер. – И вот он старается быть похожим на кумиров детства. Игрок нашей хоккейной сборной Илья Зубов вспомнил, что, когда он был маленьким, его отец ездил в Финляндию и привез оттуда блоки жевательной резинки: «Я тогда был самым счастливым пацаном на свете. Однажды заснул со жвачкой, она у меня выпала и попала в волосы. Пришлось клочками волосы выстригать». Фото: архив редакции Может, весь секрет популярности жвачки в том и состоит, что она способна дарить радость? Это тоже неоднозначное утверждение. Один из соцопросов на тему увлечения жевательной резинкой показал, что более половины потребителей при выборе той или иной марки ориентируются на такие свойства продукта, как его способность хорошо освежать дыхание, долго сохранять жевательные свойства и вкус, который должен непременно нравиться. Менее всего в своем выборе респонденты ориентируются на способность поднимать настроение. Думаю, что подобный опрос, будь он проведен в советское время, на 100 процентов доказал бы способность жвачки радовать и поднимать настроение. И ни одному американцу этого не понять. Who is Who Любителям жевать жвачку небезынтересно будет узнать для общего развития, что в 1892 году продавец мыла Уильям Ригли стал выпускать резинку Wrigley`s Spearmint, а годом позже – Wrigley`s Juicy Fruit – сорта, которые до сих пор считаются лидерами мировых продаж. А в 1928 году химик Уолтер Димер создал еще одну разновидность жвачки – bubble gum, которая позволяла легко выдувать пузыри.